Детская песочная терапия: программа и техника проведения, а также сказки на песке практика песочной терапии. Конспект занятия по песочной игровой терапииТема: «Путешествие в песочную страну
Содержание
- 1 Детская песочная терапия: программа и техника проведения, а также сказки на песке практика песочной терапии. Конспект занятия по песочной игровой терапииТема: «Путешествие в песочную страну
- 1.1 Конспект занятия по песочной игровой терапии Тема: «Путешествие в песочную страну» план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
- 1.2 Предварительный просмотр:
- 1.3 Конспект занятия с использованием песочной терапии «Сказка на песке»
- 1.4 Ход занятия:
- 1.5 Конспект занятия по песочной терапии «В стране песка»
Конспект занятия по песочной игровой терапии Тема: «Путешествие в песочную страну»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с кинетическим песком.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по песочной игровой терапии
Тема: «Путешествие в песочную страну»
Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с кинетическим песком.
— познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;
— формировать представление о свойствах кинетического песка;
— закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с кинетическим песком;
— развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;
— развивать связную речь детей через рассказы друг о друге;
— развивать эмоционально-волевую сферу детей;
— воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.
Материалы: песочница – пластмассовый контейнер с кинетическим песком, формочки для лепки, салфетки для рук, игрушка — Песочная Фея, игрушки для песочной игротерапии, палочки, магнитофон.
1. Организационный момент.
Дети и педагог находятся в группе. Слышится звук колокольчика.
Педагог: — Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?
Дети прислушиваются и отвечают: — Звук доносится из песочницы!
Педагог: — Давайте же скорее откроем волшебную песочную страну и посмотрим, кто же зовёт нас?
Педагог открывает песочницу.
Педагог: — Странно?! Здесь никого нет! Наверное, мы потому никого не видим, что забыли произнести волшебные слова перед игрой с песком. Скорее же встанем в круг и произнесём их.
Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание:
«В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтобы злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!»
(Звучит музыка, педагог показывает фигурку песочной Феи.)
2. Основная часть.
Педагог: — Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея — хозяйка Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог делает вид, что прислушивается к словам Феи.)
— Ребята, она говорит, что в Песочной стране случилась беда. Злой тролль заколдовал её. Она просит нас о помощи, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии. Поможем Песочной Фее?
Дети: — Да, конечно!
Педагог: — Но сначала нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать своё имя, ведь песочная Фея не знает, как к нам обращаться.
(Дети вместе с педагогом встают вокруг песочницы и по очереди называют своё имя.)
Педагог: — А теперь, давайте расскажем Песочной Фее о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что каждый ребёнок рассказывает не о своих добрых делах, а о том, какие добрые поступки совершил ваш друг, стоящий рядом. Так мы докажем Фее, что не подведём её и готовы помочь ей в спасении жителей песочной страны.
(Дети составляют рассказы друг о друге.)
Педагог: — Ребята, Фея сказала мне, что теперь она точно знает, что именно вы должны помочь ей победить тролля и спасти песочных жителей. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок?
Дети называют волшебные слова из сказок. Например:
1.По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля, русская народная сказка);
2.Сим-сим, откройся! (Али Баба, арабская сказка);
3.Лети, лети, лепесток, через Запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, как коснешься ты земли, быть по-моему вели! (девочка Женя, «Цветик-Семицветик» В. Катаева»); 5.Крекс, пекс, фекс! («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого);
4.Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! («Волшебник изумрудного города» А. Волкова).
Педагог: Я сейчас вам скажу заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
«Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
К волшебной стране путь покажи»
Педагог: — Вот мы и очутились в песочной сказочной стране. Видите, она совсем пустая. Давайте же скорее вызволим жителей страны из неволи. Возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём заклинание:
«В темницу друзей заточили враги,
Взмахнём нашей палочкой
И наших друзей мы спасём из беды!»
Педагог предлагает детям взять палочки и аккуратно раскопать кучки песка, которые расположены по всей «Песочной стране» и вызволить друзей из темниц. Дети с помощью палочек откапывают спрятанные в песке игрушки. (фигурки троллей).
Педагог: — Какие вы молодцы, ребята! Вы так старались! Посмотрите, как счастливы жители Песочной страны, они улыбаются вам! И вы в ответ улыбнитесь.
Педагог: — Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите всё вокруг разрушено. Нам с вами предстоит создавать всё сначала. Посмотрите на песок. Какой это песок? Как он называется? Мы встречались с ним раньше?
Дети: — Это кинетический песок!
Педагог: — А можно ли из этого песка что-нибудь построить?
Педагог: — Конечно! Из кинетического песка можно легко лепить фигурки, он хорошо сохраняет форму и не засыхает. Давайте мы построим жителям Песочной страны необычные домики! Но с начала нам нужно немного размяться и набраться сил для работы. Выполним небольшую разминку. Повторяйте за мной.
Ой-ой-ой! (дети держатся руками за голову и качают головой)
К нам пришел волшебник злой. (шагают на месте)
Он руками помахал, (машут руками вверх и вниз поочередно)
Всех детей заколдовал. (выполняют движение «моталочка» руками)
Дети головы склонили, (стоят на месте и опускают голову вниз)
Замолчали и застыли.
К нам пришли друзья-зверушки, (шагают на месте)
Что живут в лесной избушке. (стоят на месте и изображают крышу над головой)
Вмиг злодея вон прогнали (топают по очереди ногами)
И детей расколдовали. (выполняют движение «моталочка» руками)
Будем мы теперь плясать, (прыжки на месте)
Веселиться и скакать!
Педагог: — Хорошо! Набрались сил?
Педагог: — Теперь приступаем к строительству домиков для троллей. Они будут разных форм. Для этого нам нужны волшебные формочки, которые нам принесла фея! Возьмите каждый свою формочки и наполните ее песком. Затем переверните. Домик готов. Сделайте небольшие расстояния между домами, чтобы троллям не было тесно. Расставьте своих друзей троллей возле домов.
Дети выполняют задание воспитателя и Феи.
Педагог: — Ну вот, Песочная Страна ожила! Фея очень благодарна вам за помощь и теперь с нетерпением будет ждать вас к себе в гости. А нам пора прощаться с жителями волшебной страны и возвращаться в группу.
Дети: — До свидания жители Песочной страны, до свидания Фея!
Педагог: — А сейчас возьмите влажные салфетки и хорошенько вытрите руки.
Педагог: — Ребята, нам пора возвращаться. Для этого нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и потопать ногами. Открывайте глаза! Вот мы и вернулись в детский сад, в нашу группу!
3. Итог (рефлексия, оценка).
Педагог: — Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?
Дети: — В гостях у Песочной Феи в Песочной стране.
Педагог: — А что мы делали в Песочной стране?
Дети: — Спасали её жителей от злого тролля и оживили саму страну.
Педагог: — Какой был песок в песочной стране?
Педагог: — Мы сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение, что нового для себя вы узнали?
Ритуал «выхода» из Песочной страны
«В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!»
Педагог: — Наше занятие подошло к концу. До свидания.
Конспект занятия с использованием песочной терапии «Сказка на песке»
Алла Зворыкина
Конспект занятия с использованием песочной терапии «Сказка на песке»
Возраст детей: 2-3 года.
Тема занятия: «Сказка на песке».
Вид занятия: комплексное.
Цель: стабилизация эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
• Стабилизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии;
• Стабилизация поведенческих нарушений у детей с помощью песочной терапии;
• Формирование навыка экспериментирования с песком;
• Обогащение тактильного опыта у детей;
• Развитие у детей чувствительности и мелкой моторики рук;
• Развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и в игре;
• Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Солнышко и тучка из цветного картона, световой стол, песочница, деревянные палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, игрушки – зайчики, шапочки зайчиков, светильник «звёздное небо», музыка на диске, угощение для ребят, влажные салфетки, лейки с водой, бабочки.
Ход занятия:
Педагог-психолог показывает детям картонную фигурку солнышка.
— Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришёл?
— Правильно. И оно хочет пригласить вас с собой в путешествие.
Дети вместе с педагогом-психологом подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на магнитную доску рядом с песочницей.
— Посмотрите, этот песок не простой, он волшебный, и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок.
— Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песком.
— Можно кидаться песком?
— А разбрасывать песок на пол?
— А пробовать на вкус?
— А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернём.
— Какой песок? Тёплый или холодный?
— Шершавый или гладкий?
— Сухой или мокрый?
— Мягкий или твёрдый?
— Давайте поздороваемся с нашим другом — песочком.
— Здравствуй, песок.
— Послушайте, он здоровается с вами, только очень тихо. Давайте его развеселим: пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой рукой. А теперь пощекочем двумя руками.
— Теперь плавными движениями, как змейки, побежали по песку пальчиками.
— Давайте его теперь потрём между ладошками.
— А теперь возьмём в кулак крепко-крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. И отпустим. И ещё разок.
— А теперь послушайте сказку. И повторяйте за мной движения: (динамическая пауза).
Утром солнышко проснулось,
(ручки поднимаем вверх и тянемся)
И, откинув одеяло,
С нами в сказку пошагало.
(ходьба на месте)
Педагог-психолог предлагает детям сделать солнышко на песке.
— Давайте ваши ладошки, положите их на песок, поверните ладошку по кругу, оставляя отпечаток.
— Давайте нарисуем глазки солнышко, нос, рот – улыбку.
— Какое у нас получилось солнышко?
— Доброе, лучистое, улыбчивое!
— Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
(Дети прикасаются пальчиками к лучикам).
— Теперь солнышко проснулось совсем, пригревать стало сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими.
— Давайте возьмём палочки и нарисуем рядом с маленькими лучиками, длинные.
(Ребята по показу рисуют длинные лучики солнышку).
— Ой, какие вы молодцы! Как красиво получилось!
— Давайте теперь и длинные лучики погладим пальчиками.
(Дети гладят пальчиком длинные лучики).
— Ребята, посмотрите, на полянку прискакали зайчики.
(На песок выставляются маленькие фигурки зайчиков).
— А сколько у нас зайчиков? Один? Или много?
-Зайчики хотят поиграть с вами. Вы согласны?
— Сейчас вы закроете глазки, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете найти их в песке, раскапывая аккуратно песок пальчиками.
(Дети ищут зайчиков).
Пока дети ищут зайчиков, включается игра «Звёздное небо».
-Ребята, а эти пятнышки называются солнечными зайчиками. Ещё солнечных зайчиков можно пускать зеркалом.
— А где у нас зеркало?
(Дети подходят к зеркалу).
В это время им надеваются шапочки зайчиков.
— Ой, а вот и наши детки превратились в зайчиков. Посмотрите на себя. А где ваши ушки? А лапки?
— А какие вы зайчики?
(Добрые, весёлые, озорные)
— Молодцы, ребята, всех зайчиков нашли, с солнечными зайчиками поиграли, и сами в зайчиков превратились.
— Давайте попрощаемся с зайчиками и скажем им: «До свидания».
— Посмотрите, пока мы играли с зайчиками, наше солнышко спряталось за тучку. И сейчас пойдёт дождик.
— Давайте споём песенку про дождик.
(Все вместе поём песенку про дождик и показываем движения по тексту).
Дождик кап, дождик кап,
То сильней, то тише!
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше!
Непослушный какой, перестань, не лейся!
Заходи к малышам и в тепле погрейся!
— А вы, ребята, хотите стать дождиком?
(Каждому ребёнку даётся маленькая леечка с водой. Дети поливают песок водой из лейки).
Дождик, дождик, лей веселей,
Своих капель не жалей,
Для цветов, для полей,
И для маленьких детей.
— Какой теперь стал песок?
Дождь покапал и прошёл.
Стало всем нам хорошо.
Солнце снова засветилось,
— После дождя, навстречу солнышку, свои лепестки протянули цветочки. Давайте сделаем с помощью формочек из песка цветочки.
(Дети выполняют по показу взрослого).
— Вот как много цветочков у нас получилось!
— Радуясь солнышку, к нашим цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.
(На магнитную доску вывешиваются бабочки).
— А вы, ребята, хотите превратиться в бабочек?
(Надо соединить запястья рук, имитируя крылья бабочки. Поднимая и опуская кисти рук, изображаем полёт бабочки.)
— Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели. Смотрите, что они нам принесли?
(Угощение для ребят).
— Давайте скажем им «спасибо».
— Ребята, а какие к нам прилетели бабочки?
— Добрые, красивые, разноцветные.
— Давайте помашем им рукой и скажем: «До свидания!»
— А теперь скажем «спасибо» солнышку и песочку за такую интересную сказку и попрощаемся с ними.
— До свидания, солнышко!
— До свидания, песочек!
— А мы с вами вытрем влажной салфеткой наши ручки и будем кушать угощение.
— Вам, ребята, понравилось путешествовать?
— Кого мы сегодня встретили?
— Солнышко, тучку, дождик, цветочки, бабочек.
Индивидуальное занятие психолога с применением песочной терапии «Весна в песочной стране» Тема: «Весна в песочной стране» (рисование на песке). Возраст: средний дошкольный Проводится индивидуально с использованием светового.
Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ Краткая аннотация проекта «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии в подготовительной группе «Напугаем свой страх» КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕТема занятия: «НАПУГАЕМ.
Конспект занятия по песочной терапии «В стране песка»
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной
деятельности и игре.
-формировать представление детей о свойствах песка;
-формировать навыки экспериментирования с песком;
-обогащать тактильный опыт детей;
-активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».
-развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
-воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
-вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте
поздороваемся с гостями. Наши гости пришли узнать, как и чем интересным
занимаются детки в детском саду. Давайте им покажем наше занятие и поучим их так
же хорошо заниматься? Договорились?
1. Упражнение «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу.
Чтобы настроиться на работу и позаниматься очень хорошо мы с вами сделаем
первое упражнение, оно называется «Волшебный камешек». Вам необходимо сесть
на стульчики, положить руки на столы, ладонями вверх, закрыть глазки и ждать, когда
на вашей ладошке появится волшебный камешек. Чтобы камешек быстрее появился
на вашей ладони, вам необходимо расслабиться, не двигаться и не открывать глазки.
Все тело должно быть расслабленным. Ну вот, у каждого в руке по волшебному
камешку (какой он?) (холодный, гладкий, голубой, прозрачный), посмотрите на свой
камешек, сожмите его в своей ладошке, погрейте его. Камни обладает большой
силой, что как только они коснулись вашей ладошки, так сразу вы становитесь
самыми умными, самыми добрыми, самыми внимательными, самыми послушными и
все, что вы будете делать, у вас обязательно сегодня получится! Вот как здорово!
2. Упражнение с массажными мячиками
Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Вот мы с вами и подготовились, а теперь нам необходимо подготовить наши ручки и
пальчики к работе. Чтобы ручки и пальчики были ловкие и умелые мы с вами сделаем
им массаж. Массаж мы будем делать массажными мячиками.
Этот шарик не простой,
Весь колючий он такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
3. Ну, вот и ручки наши готовы, чтобы нам продолжить занятие, отгадайте загадку:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (песок)
Снимите салфетки, перед вами – песок.
А вы любите играть с песочком?
Прежде, чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры.
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза, на пол.
Нельзя вдыхать песок.
Нужно мыть ручки после игры с песком.
Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
4. Игра «Чувствительные ладошки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Давайте поздороваемся с песочком. Здравствуй песок!
Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.
Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои ручки в песочек, спрячьте его.
Что вы чувствуете? Какой песочек? (шершавый — гладкий, мягкий – твердый,
холодный, желтый, сухой…)
Набрать песок в кулачок, потихоньку разжимать его и смотреть на тонкую струйку
песка, второй рукой.
Набрать щепотку песка (посолить)
5. Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
«Идет медведь» — ребенок кулачками с силой надавливает на песок
По лесу идет, топ-топ-топ…
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» — ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой
в разных направлениях.
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения
насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками
друг с другом – «жучки здороваются»)
6. Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Посмотрите, что у меня в руках. Да, это рыбки и они захотели с нами поиграть. Рыбки
очень любят прятаться в песке от ребятишек. Давайте с ними сыграем в песочные
прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу
«открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песочке и не просто
руками, а кисточками, аккуратно чтобы не поранить рыбку раскопать ее.
Молодцы, рыбкам очень понравилось с вами играть. Вы очень старались и рыбки
улыбаются вам, улыбнитесь им в ответ.
7. Упражнение «Песочные капли»
А еще в нашей песочнице идут необычнее дожди. Песочные. Подставьте свои ладошки под такой дождик!
8. А что еще можно делать из песка? Правильно, Куличики. Нам нужны формочки.
А почему у нас не получается? Какой нужен песок? Влажный! Можно налить в этот
песочек воды или побрызгать его, но мы это сделаем в следующий раз. Сейчас я вам
приготовила другой песок! Каждый подойдет к этой песочнице и слепит куличик.
Молодцы! Мы славно поиграли в песочек. Что мы сегодня с вами делали? Оставляли
следы, отпечатки, рисовали, пересыпали, лепили из песка. Молодцы!
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!
Давайте вытрем наши ручки и попрощаемся с гостями.
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/09/14/konspekt-zanyatiya-po-pesochnoy-igrovoy-terapii-tema
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-ispolzovaniem-pesochnoi-terapi.html
http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-pesochnoy-terapii-v-strane-peska-3046571.html