Естественное родительство. Продолжаем освоение пространства. Дальнейшее развитие целевых действий с предметами

Про естественное и осознанное родительство

Естественное родительство

Это традиция, основанная на том, что ребенок от рождения может регулировать свои основные нужды и сообщать (сигналить) о них матери (и другим ухаживающим за ним людям), цель которых — удовлетворять его потребности по требованию, а не загонять их в какую-нибудь правильную схему, режим или распорядок. Характерными чертами естественного родительства являются домашние роды, грудное кормление по требованию, высаживание, ношение в слинге или на руках, совместный сон, внимание к сигналам ребенка. Целью такой практики является полное пробуждение родительского инстинкта в матери и в отце, а также иногда в прародителях и формирование прочной привязанности между детьми и родителями, в пределе — привязанности, которая будет пронесена через всю жизнь, включая старость родителей и формирование «большой семьи», в которой есть место нескольким поколениям и которые совместно участвуют в воспитании внуков. Побочным результатом этой привязанности является то, что матери, тесно соединенные с младенцем грудным кормлением, ношением на руках и другими родительсткими практиками, отказываются от раннего выхода на работу или меняют режим занятости (стремятся работать по гибкому графику, работать дома или работать вместе с детьми), а семьи в целом начинают менять свой уклад жизни (вплоть до переезда из мегаполисов) и более лояльно рассматривать перспективу многодетности. В конечном счете, прислушиваясь к своим детям по мере их роста и взросления, эти семьи приходят к собственным родительским практикам и переходят к осознанному родительству, уже не использующему тот или иной элемент воспитания «потому что это считается хорошо или полезным», а выбирающему для себя каждый последующий шаг, исходя из особенностей ребенка и задач своей семьи (см. осознанное родительство).

Основные идеологи естественного родительства: Жан Ледлофф (ношение на руках, совместный сон), Уильям и Марта Сирсы (система из 5 элементов: естественные роды, совместное содержание и сон, кормление грудью, ношение на руках или в слинге, внимание к сигналам), Ингрид Бауэр (высаживание), Мишель Оден (естественые роды), Роберт Мендельсон (естественный иммунитет).

Традиция естественного родительства по происхождению глубоко оппозиционная и протестная. Оно возникло в 70-е годы 20 века (и достигло расцвета в 90-е) в противовес цивилизованному подходу индустриального общества, в котором мать должна была рано выходить на работу и официальной медицинской и воспитательной доктрине, которая брала на себя контроль за протеканием беременности, родами и ранним уходом за детьми и регулировала их. Докрина эта систематически «работала» на ослабление родительского инстинкта и введение единых стандартов ухода, в конечном счете — за выведение воспитательной функции из семьи во внешние учреждения. Медицинское наблюдение стартовало с «простроенного» женской консультацией наблюдения беременности, формирующего правильный режим и образ жизни для беременной женщины. Беременная считается больной и «пациенткой» уже по факту своей беременности и должна регулярно отмечаться в консультации, сдавать анализы и скриннинги, проходить УЗИ и другие процедуры, якобы с целью обеспечения безопасности беременности, фактически с целью формирования привычки к послушному поведению и следованию предписаниям врачей, на которые будет сделан основной упор в родах. Далее происходит закономерное и обоснованное вынесение родов из дома в больницу (во многих «цивилизованных» странах законодательно закрепленное) и активное вмешательство в родовой процесс: фиксированная поза женщины, постоянный мониторинг физиологических показателей ее и плода, нормативы на характер и время протекания родов — отхождение вод, схватки, потуги и их регулирование через стимулирование и обезбаливание, а также чрезмерная практика «кесаревых сечений». Далее опять же закономерно следует разделение и раздельное содержание ребенка и матери после родов, оправданное проведением «полезных» медицинских процедур, осмотров, скриннингов или гигиеническими требованиями. Далее вводятся распорядки на грудное кормление (например, через 3-х или 4-х часовые перерывы), раннее введение докорма и допоя, регулирование иммунитета с помощью прививок, «практичное» и цивилизованное использование одноразовых подгузников вместо стирки многочисленных пеленок, систематическое врачебное наблюдение (осмотры) в первый год жизни. Раздельное содержание и сон ребенка и родителей вводится в повседневную практику у них дома, становятся единственно приемлимыми коляски и автокресла (для разделения матери и ребенка в момент повседневного ношения и перемещений), вводятся механические помощники для укладывания и укачивания ребенка. В конечном счете обеспечивается ранняя передача ребенка в ясли и детский сад, в последствии — в школу. Строгое следование всей этой нормирующей детей и матерей цепочки действий подается как «забота» и «ответственная позиция» родителей, выполняющих предписания современных педагогов и врачей и заботящихся о безопасности детей и вписывании их в современное общество. Целью таких действий является ранний и беспроблемный переход детей из семей в педагогические учреждения, где они растут и формируются в едином воспитательно-образовательном стандарте, создающих «удобных» и управляемых граждан для государства с определенным строем (или общества потребления). Очевидно, что люди, привыкшие от рождения «справлять по звонку» свои естественные потребности (например, в еде), а «не справляемые по звонку» прятать и помещать в незаметную форму (например, прятать туалетные дела в подгузники по причине их «неприглядности» и «нерегулярности»), будут в дальнейшем тоже нормально цивилизованными, например, будут исправно потреблять то, что в этом обществе считается ценным и поддерживать образ жизни, необходимый для этого.

Читать еще:  Джинсы в обтяжку женские. Опасная мода: джинсы-скинни. Создание стильного образа

Ценой и обратной стороной таких действий является разрушение семей и уход взрослых детей из родительсткого дома и ослабление детско-родительских отношений, воспринимаемое как неизбежный атрибут цивилизации. Цивилизация обслуживает и этот процесс разрушения большой семьи, создавая все более совершенные учреждения для содержания престарелых, а также «умные дома», которые за счет современных технологий должны обеспечивать отдельное проживание престарелых людей (где их физиологические показатели автоматически контролируются и вводятся напоминания о приеме лекарств, например, а также автоматически вызывается помощь). Все просто: не надо сплачивать и воссоздавать «большую семью», достаточно всех, не способных к активной работе, загнать в отдельные категории потребления, потребности которых в отдельном содержании в случае детей обеспечиваются работающими взрослыми, в случае пенсионеров — их собственными накоплениями, сделанными в течение жизни. Человек, таким образом, становится удобным и утилитарно используется государством и обществом потребления на всех этапах своей жизни.

Естественное родительство, набравшее обороты в 90-х годах 20 века, выполнило свою политическую функцию и привело к послаблению некоторых официальных режимов, в частности к пропаганде естественных и партнерских родов, совместному содержанию ребенка и матери в роддомах, увеличению срока декретного отпуска для женщин и ряду пегагогических послаблений, в частности в отношении домашнего обучения. Идеологом смягченной официальной позиции в уходе за ребенком для ранних возрастов может считаться доктор Комаровский, который пропагандирует умеренное использование официальной медицины и новшеств цивилизации, исходя из здравого смысла родителей («не напрягайтесь, первую неделю жизни ребенок не ваш, зато всю оставшуюся жизнь он будет ваш»). В целом однако официальная медицина и педагогика крепко держат свои позиции и сохраняют логику формирования активных граждан общества потребления и даже наращивают свою изощренность, что делает современных естественных родителей необычными и привлекает к ним внимание как к «белым воронам».

Осознанное родительство

Вне зависимости от того, как прошла беременность и роды, были ли они осознанным соло или женщина стала жертвой жесткого медицинского вмешательства, или ей или ребенку врачи действительно спасли жизнь, для некоторых это становится «точкой невозврата», моментом, с которого жизнь уже никогда не будет прежней. Эти люди понимают, что родительство — это повод что-то изменить в себе, изменить иногда кардинально, иногда постепенно и как бы незаметно (просто старый способ проживания становится более нестерпимым или приводит к нежелательным последствиям в отношении детей). Такие родители начинают искать свой собственный путь, отличный от любой существующей системы (будь то раннее развитие или традиционное обучение). Самоцелью является дать своему ребенку то, что подходит именно для него и решить задачи семьи. В какой-то момент родители перестают бояться того, что их ребенок «не впишется в общество», потому что ценности этого общества ими тоже переосмысляются. Они сами и их дети ищут какой-то собственный, иногда автономный путь и приходят к самым различным решениям. Общей их чертой является то, что они не отпускают ключевые решения и практики на самотек и не принимают их автоматически, потому что «все так делают», будь это решение делать или не делать прививки, носить или не носить на руках, до какого возраста кормить грудью или спать совместно, отдавать или не отдавать в детский сад или в школу и так далее. Вне зависимости от того какое решение в конечном счете будет принято, осознанные родители не выносят из семьи функции развития и воспитания, не ожидая что школа или какая-то внешняя образовательная система сделает это за них и пытаясь повлиять на ценности ребенка, зачастую передавая ценности нетипичные или гуманистические (не утилитарные), например, доброты, самореалиации, поска в жизни собственного пути и автономности, поиска и решения жизненной задачи, что невозможно никак иначе, как на собственном примере и опыте.

Отличительной чертой такого пути является также готовность пойти на значительные усилия, чтобы все это обеспечить. Мы знаем многодетную семью, родители которой издавали свой собственный (свободный от рекламы) журнал и писали в него тексты, пока их младшие дети проходили через подростковый возраст, потому что не cмогли найти то, что можно было бы рекомендовать детям читать в этом возрасте из переодики. Они это делали в последние годы и для младших детей, потому что во время роста старших это еще не было так необходимо (ценности потребления вокруг еще «не зашкаливали»). Знаем семьи, которые уезжали из Москвы на время обучения детей, чтобы найти им хорошую (по их критериям) школу или переходили сами на дистанционную работу с целью обеспечить детям домашнее обучение. Другие родители, напротив, считают что ребенок должен пройти через обыкновенный детский сад и обыкновенную школу (или армию), чтобы научиться быть собой в условиях существующей системы, но они тратят значительные усилия по обучению детей практикам устойчивости и вписывания, например, практикам Рэйки или детской самообороны, иногда организуя это обучение своими силами. Также осознанные родители приходят к пониманию того, что они не всегда могут знать, что для ребенка хорошо, а что плохо и что его жизненная задача может быть не похожа на их собственную и не соответствовать их ожиданиям или магистральному пути общества.

Читать еще:  Чем нубук отличается от замши? Велюр и замша: их отличия

Идеологами осознанного родительства считаются Михаил Трунов (первый год жизни), Француаза Дольто (детский и подростковый возраста), Симон Соловейчик (детский и подростковый возраст), Гордон Ньюфелд и Габор Матэ (подростковый и юношеский возраст). Яркими представителями — Борис и Лена Никитины. Среди писателей — Владислав Крапивин.

Возвращаясь к частностям, мы не знали заранее, будем ли делать прививки, пользоваться коляской и ходить в детский сад, мы не знаем еще сейчас, отдадим ли детей в школу. Мы рассматриваем варианты, ища оптимальное решение для наших детей и нашей семьи. Некоторые решения оказываются после рассмотрения единственно приемлимыми (например, решение кормить грудью или путешествовать вместе), некоторые могут иметь альтернативы (например, временно разделяться с папой и проводить с детьми зиму или лето вне мегаполиса. Мы ищем эти альтернативы вместе с нашими детьми и они не перестают удивлять нас, а родительство становится нашим путем и нашим путешествием. И так будет всегда. У нас. А у вас?

Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы

Марина Назарян
Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы

Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта к результатам освоения Программ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.2).

Когда анализировали каждый пункт ФГОС, возникали вопросы и проблемы, но мы попытались разобраться,раскрыть их содержание. Целевые ориентиры в п. 4.6 ФГОС выделены в 2 этапа:

— младенческий и ранний возраст;

— этап завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей программу (п. 4.2).

Так как, целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются минимумом, то каждая организация в своей программе определяет свои ориентиры, опираясь на этот минимум. Так, например, в примерной ООП «От рождения до школы» (с которой можно ознакомиться на сайте ФИРО, целевые ориентирыболее углублены и дополнены.

В п. 4.5 ФГОС дошкольного образования содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров которые, не предполагают контроля, за достижением конкретных образовательных результатов детей, т. е. контроль в организации осуществляется за условиями реализации Программы, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Также целевые ориентиры не могут служить основанием при оценке качества образования, аттестации педагогических кадров, оценке при выполнении муниципального задания и распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

В п. 4.3 ФГОС говорится о том, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

И тогда перед многими встает вопрос: «Значит не надо делать мониторинг?». Здесь можно сказать, что мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждого ребенка и дальнейшего планирования педагогической деятельности.

Таким образом, основная задача мониторинга – определение зоны ближайшего развития и необходимого маршрута образовательного процесса.

И сновавозникает вопрос о мониторинге, п. 3.2.3 ФГОС ДО поясняет следующее: «При реализации Программы можетпроводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамкахпедагогическойдиагностики.

Педагогическая диагностика проводится педагогами, не для определения уровня освоения ребенком образовательной программы, а для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательный процесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Психологическую диагностику индивидуального развития проводят педагоги-психологи и участие ребенка в ней допускается только с согласия родителей.

ФГОС в первую очередь предлагает постепенное смещение от объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии) и может их использовать исключительно для решения таких образовательных задач, как:

1) индивидуализация образования (построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции развития);

2) оптимизация работы с группой.

Чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия могут создаваться диагностические ситуации.

Читать еще:  Профессиональные праздники в сентябре года

Ещё один вопрос как воспитателю отследить динамику развития ребенка для выстраивания своей дальнейшей работы? На данный момент существует проблема в отборе необходимого инструментария для проведения диагностики (мониторинга). Мы ожидаем разработки методических рекомендаций по программе дошкольного образования, возможно, появятся в печати диагностические журналы (как по ФГТ).

Проблема мониторинга в дошкольных учреждениях не решена, но на сегодняшний день мы получили комплект диагностических методик для изучения уровня подготовки детей к школе. Диагностика согласована с Министерством и Управление образования разрешило нам на основе результатов данной диагностики оформить аналитическую справку и предоставить материал в методический кабинет.

Обобщая все требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования можно резюмировать:

— Мониторинг результатов (уровней) освоения основной образовательной программы дошкольного образования отменяется.

— мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста может проводиться. [/i]

Буклет «Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ» Стандарт включает следующее требования: — к структуре Программы; — к условиям реализации Программы: — к результатам освоения Программы,.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Естественное родительство как фактор гармоничного развития ребёнка

Взято из форума сообщества в ЖЖ «Дети в семье», интересное мнение одной из его участниц, дефектолога и психолога по образованию.

Лично меня к ЕР подталкивает педагогическое и дефектологическое образование. По опыту и в теории я прекрасно знаю, что всё естественное способствует гармоничному развитию ребёнка. А большинство благ цивилизации — развитие тормозит или просто вредит. Прямо по пунктам могу, начиная с беременности. Гормональные контрацептивы, частое использование антибиотиков в течение жизни, экология приводят к тому, что сейчас осталось крайне мало женщин с непроницаемым для инфекций плацентарным барьером. И любой их чих идёт к ребёнку и влияет на него, а в норме отражаться не должен.

Активное родовспоможение, отсутствие разумной выжидательной тактики приводят к тому, что рождаются здоровыми сейчас 9 процентов детей. Остальные — ПЭП, ГГС и прочее что похуже.

Искусственное вскармливание — ну тут ничего не буду писать, все тут подкованы.

Пустышка — нарушения прикуса, торможение речевого развития, при неумеренном использовании — торможение познавательной активности, как следствие нарушение интеллектуального развития.

Манеж — торможение познавательной активности, задержка или отсутствие навыка ползания, а дефектологи считают, что этот этап ребёнок пропускать не должен ни в коем случае, он оказывает важнейшее влияние на все его дальнейшее развитие.

Ходунки, прыгунки — то же самое.

Коляска — торможение двигательного развития.

ТВ — длительное пассивное времяпровождение, абсолютно неестественное для ребёнка, нарастание возбуждения, развитие гиперактивности и нарушений внимания, излишняя стимуляция зрительного канала восприятия, и так неплохо развитого у человека в ущерб слуховому, а это проблемы в усвоении слуховой информации — в школе и вообще в жизни, торможение игровой деятельности как важнейшего фактора развития дошкольника. Компьютер — то же самое.

Памперсы — отсутствие контроля за функциями мочеиспускания и дефекации, отсутствие понимания причинно-следственных связей, касательно грудничков — задержка моторного развития (неужели никто не замечал, как в памперсе ребенок не может попу поднять, чтоб поползти? сняли — ползет. Я замечала).

Главное — помнить, что основные каналы развития грудничка — эмоциональное взаимодействие со взрослым, моторика и сенсорика. Грубо говоря, он должен всегда общаться с мамой, везде ползать и ходить, все трогать и тащить в рот. И все, что этому препятствует, тормоз и вред. В дошкольном возрасте ко всему этому добавляется игра. Всё, что ей мешает — вредно. Исходя из всего этого, мой выбор ЕР. Хотя у нас были и пустышка, и коляска, и памперсы. Но все — ооочень умеренно, и да, это были не нужды ребёнка, а уступки моей слабости. И я всегда старалась по максимуму это компенсировать.

*ПЭП — перинатальная энцефалопатия, ГГС — гипертензионно гидроцефальный синдром

И ещё цитата от Марины Озеровой:
«Какая же в «естественном родительстве» мода? То, что женщина, наконец, вспомнила, для чего природа подарила ей грудь? Что в ответ на плач ребенка стала брать его на руки, а не оставлять одного, незащищенным и боящимся? Что вдумчиво подходит к использованию тех благ прогресса, которые не задумываясь используют окружающие, не желая видеть явного вреда для ребенка? На мой взгляд, ЕР — это попытка осмыслить собственные действия. Нет, мы не можем «уйти в пещеры», или «жить традиционной жизнью». Нет смысла бежать от цивилизации. Но что мы точно можем сделать — это осознавать свои действия и соотносить их с объективными законами Природы, наделившей всех младенцев, являющихся в этот мир, базовыми потребностями. Удовлетворить эти потребности может только один человек — мама. Природа задумала ее универсальной, не нуждающейся в помощи суррогатных средств. Естественное родительство позволяет отказаться от ненужных и подчас вредных «новых веяний», которые за жизнь всего двух поколений стали восприниматься как само собой разумеющиеся и необходимые ребенку».

Источники:

http://baby-n-travel.org/estiestviennoie-osoznannoie-roditielstvo/
http://www.maam.ru/detskijsad/celevye-orientiry-kak-rezultat-osvoenija-osnovnoi-obrazovatelnoi-programy.html
http://m.baby.ru/blogs/post/470191254-181805786/

Ссылка на основную публикацию