Наказание детей — за и против. Почему нельзя бить детей? Доводы специалистов и мнения родителей

Наказание детей – аргументы «За» и «Против»

Все члены семьи, психологи и педагоги ведут постоянные дискуссии на тему наказания детей. О том, нужно или не нужно наказывать ребёнка за совершённые им ошибки, стоит ли применять физические наказания в процессе воспитания, или же лучше обойтись чтением моралей. Итак, прежде чем перейти к мнениям «Стоит наказывать» или же «Не стоит» нужно отметить один интересный опрос, который был проведён на просторах сети интернет.

Темой опроса являлось воспитание, а именно «Наказание детей». Людей разделили на две большие группы. Собственно, участники первой группы были будущие родители детей до года, а участники второй группы были родители детей после года. Так вот первая половина опрошенных заявила о том, что дети не должны быть ограничены в их действиях, а вторая половина заявила о необходимости наказания детей.

Наказание детей – аргументы «За»

Некоторые границы, запреты или же наказания являются полезными и «удобными» не столько для взрослых, сколько для детей. Данные методики воспитания ребёнка создают чувство предсказуемости (т.е. зная, что за совершённый поступок ребёнок может получить наказание, он уже будет стараться не совершать данное действие). А ребёнок, с чувством вседозволенности впоследствии становится эгоистичным, и безответственным.

Существуем несколько видов наказания ребёнка, к которым зачастую прибегают родители. А именно:

  1. Физические наказания. Данный вид воспитания является приемлемым только в том случае, если ребёнок наносит вред самому себе, или же сознательно наносит вред окружающим; когда использованы все другие методы, но ребёнок продолжает совершать подобные действия.
  2. Словесные наказания. Этот тип наказания с виду кажется самым безобидным, он заключается в виде негативных высказываний в адрес ребёнка. Но на самом деле высказывания из жанра «Какой ты проблематичный ребёнок» и т.п. могут серьёзно отразиться на психическом состоянии ребёнка.
  3. Изоляционное наказание. Этот тип наказания лишает ребёнка любого внимания на короткий промежуток времени со стороны взрослых. Но прибегаю к данному методу стоит учитывать возраст ребёнка
  4. Наказание трудом. Данный тип наказания включает в себя принуждения ребёнка к выполнению какой—либо обязанности. Например: помощь по уборке дома или занятие уроками.
  5. Лишение удовольствия. Этот тип наказания является самым безопасным для ребёнка, считают психологи. Он заключает в себе лишений какой-либо радости для ребёнка (такой как вечерняя сказка, или же какое-либо ежедневное угощение).

Многие родители пытаясь создать ребёнку максимально комфортную среду для его счастливого детства отказываются от каких-либо дисциплинарных мер, и дают ребёнку полную свободу действий. Такие родители твёрдо убеждены, что когда их ребёнок повзрослеет, то он сам адаптируется в социуме. Зачастую родители начинают понимать свою ошибку только после того, как их чадо вырастает и начинает посещать заведения типа детского сада. Но иногда родители не отправляют своего ребёнка в детский сад, а оставляют его дома, продолжая окутывать любовью. И первым заведением, где ребёнок должен активно контактировать с обществом становится школа, где он не может полноценно общаться, из-за постоянного опекунства со стороны родителей.

Наказание детей – аргументы «Против»

Большинство экспертов считают, что наказание детей приводит к психологическим расстройствам, которые впоследствии играют негативную роль в жизни ребёнка. Они считают, что главным инструментом в воспитании ребёнка должны быть любовь и общение. К тому же, они утверждают, что излишняя воспитательная деятельность относительно старшего поколения влияет на то, что с течением времени ребёнок становится агрессивным и недоверчивым к окружающим его людям.

Чрезвычайно негативную роль в воспитании ребёнка играют наказания, в которых ребёнок практически не виноват (т.е. в силу своего возраста он знал, что поступает неправильно). Пагубно влияют и запреты по типу «Сейчас я тебе разрешаю сделать это, а завтра уже нет». Такие наказания подрывают авторитет в лице взрослого, а восстановление авторитета – очень длительный и трудоёмкий процесс.

Зачастую родители позволяют ребёнку делать всё, что его душе угодно. Они оберегают его всеми возможными способами, создавая для ребёнка райские условия. Но в большинстве случаев, такие дети в будущем становятся неуправляемыми и эгоистичными.

Читать еще:  Признаки того, что вы наделены даром исцелять. Экстрасенсорные способности по дате рождения, знаку зодиака. Тест на экстрасенсорные способности

Вывод. Наказывать ребёнка или нет?

Истина, как часто это бывает, находится посередине. Ведь воспитание ребёнка – это очень тонкий процесс. Разумеется, для благоприятного развития ребёнка необходимы как запреты, так и своеобразные бонусы. А вот стоит больше поощрять, или же наказывать зависит от его внутренних особенностей. Ведь для кого-то хватит поучительной беседы, а кто-то может всё понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребёнка сразу для всех. Главное – это найти золотую середину, учитывая все особенности ребёнка

Наказание детей: за и против

Наказание детей: за и против

Мамы и папы, бабушки и дедушки, психологи и педагоги не перестают спорить о том, нужно ли наказывать детей за проступки и ошибки, допустимы ли физические наказания или можно обойтись душеспасительными беседами. Прежде чем высказаться на этот счет, расскажу о довольно любопытном опросе, который недавно провели в одной из популярных социальных сетей.

Собственно, сам опрос был на тему стоит ли наказывать детей, и проводился он отдельно для двух групп респондентов. Первая группа включала будущих родителей и родителей детей до года, вторая, соответственно, родителей детей старше года. А теперь попробуйте угадать, каковы были его результаты. Сдаетесь? Первая группа практически единогласно заявила, что наказывать детей нельзя, вторая, что делать это необходимо. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, кто же все-таки прав.

Наказывать детей нельзя!

Многие современные психологи утверждают, что наказывать детей за непослушание нельзя, мол, этим можно «сломать» психику ребенка и что послушания от детей следует добиваться исключительно любовью и поучительной беседой. По их мнению, чрезмерная воспитательная активность со стороны взрослых приводит к тому, что со временем ребенок становится:

  • замкнутым;
  • неуверенным в себе;
  • пассивным;
  • недоверчивым;
  • мстительным;
  • агрессивным;
  • озлобленным и т. д.

Особенно вредны для детской психики «несправедливые» наказания, когда ребенок в силу возраста или знаний не мог поступить иначе или когда родители, не разобравшись в ситуации, наказали пострадавшую сторону. Не менее опасны «непоследовательные» наказания, когда вот сегодня можно, а завтра то же самое уже нельзя. Результат применения подобных наказаний — потеря родителями детского доверия, восстановить которое очень сложно, а подчас и невозможно.

То есть, боясь навредить нежной детской психике, родители позволяют малышу буквально все и стараются немедленно удовлетворить его малейшие требования. Замечу, что о нежной психике родителей, да и других окружающих людей, случайно оказавшихся рядом с разбушевавшимся ребенком, речи не идет. Ребенок же, почувствовав свою безнаказанность, нередко становиться просто неуправляемым.

Наказывать детей нужно!

Это может показаться странным, но определенные границы, запреты и даже наказания нужны вовсе не для комфорта и удобства взрослых, они нужны в первую очередь ребенку. Все эти методы воспитания дают ребенку чувство стабильности и предсказуемости жизни, а следовательно, и ощущение безопасности. Кроме того, ребенок, не знакомый с запретами и ограничениями, а также с наказаниями, следующими за нарушением запретов, становится:

  • эгоцентричным;
  • безответственным;
  • неорганизованным;
  • несамостоятельным;
  • инфантильным;
  • а то и просто неуправляемым.

Стремясь подарить ребенку счастливое детство, родители отказываются от дисциплинарных мер воздействия и дают маленькому человеку максимальную свободу. Они твердо убеждены, что стоит ребенку немного подрасти и повзрослеть, он сам поймет, как следует вести себя в обществе. Проблемы у таких родителей, как правило, начинаются, когда их милый малыш выходит из ясельного возраста и отправляется в детский сад или, что на много хуже, миновав этап детского сада под неусыпным надзором любящих мамы-папы , дедушек-бабушек или заботливых гувернанток, начинает посещать школу. Тут то и выясняется, что драгоценный «цветочек», выращенный в атмосфере любви и понимания, совершенно не готов взаимодействовать с внешним миром.

Справедливости ради замечу, что есть у этой медали и обратная сторона. Слишком большое количество запретов и ограничений, частые и суровые наказания приводят к совершенно непредсказуемым результатам. Впрочем, не буду повторяться, о негативных последствиях наказаний уже было сказано в предыдущем разделе.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Так что же делать: наказывать или нет?

Истина здесь, как водится, находится посередине: процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Очень многое зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка — одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны родителя, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение.

Читать еще:  Размер страховой пенсии по старости. Рассчитать пенсию онлайн

Я же могу дать только общие рекомендации, которые и помогут, надеюсь, найти этот волшебный ключик.

Границы и запреты

Прежде всего, родители должны решить для себя, что ребенку будет позволено, а что нет. Причем сделать это желательно еще до его рождения или в первые несколько месяцев жизни. С первыми «границами» малыш должен познакомиться в возрасте 9–12 месяцев. Первые «нельзя» — это запреты тех действий, которые могут быть опасны для вашего ребенка. То есть — нельзя трогать отопительные приборы, нельзя лезть к розеткам. При этом важно не ограничивать познавательную активность малыша. Что это значит? Уберите максимально далеко все «опасные» предметы, не оставляете кроху без присмотра и будьте готовы в любой момент вмешаться в его деятельность — забрать баллончик с краской, градусник, нож и т. д. Наказывать за «непослушание» в этом возрасте бесполезно. Ваша функция «ограничить и уберечь».

Когда ребенок начинает понимать элементарные правила, обычно, в возрасте около 2–3 лет, вам надлежит предельно понятно, ясно и четко очертить границы дозволенного. И, самое важное, придерживаться этих правил постоянно. Т. е. если нельзя смотреть мультики после 9 вечера, то нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.

Учтите, что с возрастом правила могут меняться, вернее границы дозволенного могут становиться шире. Если 2-летнему малышу категорически запрещено трогать микроволновку или газовую плиту, то, скажем, 6–7 летнему ребенку уже можно объяснить, как ею пользоваться правильно.

Способы поощрения и наказания ребенка

При разговоре о наказаниях нашим соотечественникам приходят на ум такие чудодейственные методы как:

  • солдатский ремень (с огромной металлической бляшкой);
  • постановка ребенка в угол на коленях (обычно на горохе или гречке);
  • общественное порицание (это когда весь класс смотрит на несчастного и говорит «фуууу»).

Сразу скажу, что хотя после подобных экзекуций, ребенок становиться «шелковым» на определенное время, для воспитания гармоничной личности они неприемлемы. Эти методы направлены, в первую очередь, на подавление и унижение. Да, добиться беспрекословного послушания такими методами можно, но настоящего доверия и понимания так вы не добьетесь. Как только ваш ребенок получит минимальную возможность вариант разорвать связь с вами — он это сделает. Он уедет учиться в институт в другой город, он поступит в колледж в другой стране, он просто сократит общение с родителями до необходимого минимума. Вам это надо? Нет? Тогда следует применять другие виды наказаний.

Довольно эффективным наказанием за проступки станет лишение ребенка удовольствий и привилегий. К примеру, можно на определенное время лишить ребенка десертов и конфет, мультфильмов и видеоигр, обещанного воскресного похода в зоопарк или парк аттракционов.

В случае, когда ребенок разрисовал стены краской, испачкал мебель, разбил вазу, сломал чужую вещь и т. д. лучшим наказанием станет попросить ребенка самостоятельно устранить результаты своих действий — смести осколки вазы, вымыть стены, вычистить мебель, возместить стоимость испорченных вещей из карманных денег или отдать взамен свою вещь. Естественно, ребенок справится с задачей в меру своих возможностей, и весьма вероятно, что вам придется помочь малышу или после него все переделывать. Однако благодаря этому методу ребенок довольно быстро усвоит, что его действия имеют последствия, за которые придется отвечать.

Важно: применяя наказания за проступки и плохое поведение, не забывайте о поощрениях за хорошее поведение и самостоятельное исправление ребенком своих ошибок. При этом, поощрений в вашей системе воспитания должно быть больше, чем наказаний.

Что касается способов поощрений, то здесь также все индивидуально. Главное, чтобы поощрения не носили чисто материальный характер. Не покупайте хорошее поведение ребенка подарками, часто достаточно просто похвалить и приласкать малыша.

Как это выглядит на практике?

Вспомните, приходилось ли вам наблюдать «милые» сцены в песочнице, когда ангелочек в кружевах и бантиках начинает лупить детей лопаткой или падать на землю и поднимать крик, не уступающий своей мощью сигнальному ревуну авианосца? Как следует поступить родителям в этой ситуации? Проигнорировать поведение ребенка и предоставить детям на площадке возможность разбираться самим, немедленно удовлетворить все требования и желания малыша, мягко пожурить, пригрозить пальцем и сказать «ай-ай-ай» , «всыпать» по первое число? Здесь многое зависит от возраста ребенка, его темперамента и причин, вызвавших такое поведение.

Если малыш устроил драку или «закатил» истерику в ответ на чужую агрессию, его необходимо, прежде всего, успокоить и утешить. Наказывать за попытку самозащиты действительно нельзя. Несколько по-другому обстоит дело, если «агрессором» является ваш ребенок. В этом случае ваша основная задача как можно быстрее пресечь нежелательное поведение.

Например, пока «чаду» 1–3 года его можно взять в охапку и унести прочь: пусть остынет и успокоится. Подобный «уход» от проблемы на определенном этапе будет довольно действенным, маленькие дети умеют быстро переключать внимание и так же быстро забывают неприятные события, к тому же до 3 лет дети не всегда в состоянии контролировать собственное поведение. Но просто унести ребенка — не значит указать ему границы допустимого поведения, а ведь именно эти границы своими «провокациями» и пытается нащупать ваш малыш. Поэтому очень важно, уже в спокойной обстановке объяснить ему, что подобное поведение недопустимо и в дальнейшем приведет к негативным последствиям.

Читать еще:  Как понять хватает молока или нет. Что такое лактационный криз? Частое требование груди

В любом случае, родителям стоит помнить, что ребенок это не многофункциональная интерактивная игрушка, к которой прилагается руководство пользователя, а вполне самостоятельная личность, причем уже с первых дней жизни. И эта маленькая личность, помимо «железной дисциплины», требует уважения и любви. Главная задача родителей — научить маленького человека соблюдать определенные правила и уважать интересы окружающих, заметьте, именно научить, а не заставить. А сделать это можно только на собственном примере.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Телесные наказания детей: за и против

Стоит ли доказывать свою правоту ребенку силой? Эту проблему обсудили с директором Центра психолого-медико-социального сопровождения Евгением Цымбалом и протоиреем Русской Православной Церкви Димитрием Смирновым.

Применение телесных наказаний при воспитании детей – это «свидетельство слабости воспитателя и неумения найти подход к конкретному ребенку», утверждает директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Евгений Цымбал. Телесные наказания не помогают в воспитании ребенка, уверен психолог — дети просто учатся врать и делать так, чтобы родители не догадались о проступке. Задача воспитателя — чтобы у ребенка появился «внутренний протест против совершения дурного поступка». И изменить его поведение «может только стыд».

Кроме того, превращать наказание «в расчетливую кару», как принято в некоторых семьях, когда «в течение недели выставляются некие штрафные баллы, а в конце недели происходит показательная порка, абсолютно недопустимо», заявил Евгений Иосифович. Он отметил, что «агрессия может породить только взаимную агрессию и ничего другого». Если родитель сделает что-то сгоряча, ребенок скорее сможет его простить, чем когда он «наказывает расчетливо».

Зачастую телесные наказания применяются родителями не «для воспитания ребенка», а просто чтобы «дать выход своим эмоциям», отметил психолог. Он посоветовал родителям прежде, чем наказывать ребенка, «задуматься, для чего он это делает», «сдержать первый порыв». «Если родителю удастся сдержаться, не дать выхода этим негативным эмоциям, это позволит ему обойтись без порки и других телесных наказаний», — заключил он.

В свою очередь, протоирей Русской Православной Церкви Димитрий Смирнов допускает телесные наказания, но только «в отношении мальчиков от 9 до 12 лет». Причем «это может осуществлять только родитель, не чаще, чем 1 раз в год» и только в крайних случаях. Священник привел пример проступка, когда телесное наказание возможно. Если сын «решил поджечь автомобиль соседа около подъезда», в этом случае отец должен сказать ему: «Ты меня очень огорчил, этого делать нельзя, это преступление». Сыну нужно «дать ремня», а потом утешить и сказать: «Больше так не делай, а то еще получишь ремня». Все это нужно делать «без злобы, без раздражения, без гнева — как вынужденная наука», подчеркнул протоирей. Он также выразил уверенность, что «бить девочек нельзя вообще никогда». Нельзя также допускать, «чтобы опекун бил сироту», это возможно «только в связке отец – сын».

Нужно отметить, сказал протоирей РПЦ Димитрий Смирнов, что телесное наказание эффективно только как «разовая мера». Если ребенок повторяет совершать проступки, значит, эта мера «неэффективна, и нужно искать другие пути». К этому же, есть дети, к которым вообще нельзя применять телесные наказания, добавил он.

Протоирей посоветовал родителям ни в коем случае не наказывать ребенка «сгоряча». «В гневе, в злобе, в раздражении нельзя осуществлять педагогический процесс, — сказал он. — В гневе человек не сотворит правды божией — он может превысить силу удара и навредить». Сначала нужно успокоиться и подумать. Можно помолиться или выпить полстакана святой воды, предложил священник.

В заключение отец Димитрий выразил свое мнение по поводу случившегося в детском саду Майкопа. Он сказал, что педагога, который «теряет контроль, нужно дисквалифицировать не на 5 лет, а на всю жизнь».

В Майкопе воспитателя одного из детских садов обвиняют в насилии над детьми. По данным следствия, женщина укладывала детей спать с помощью палки. В прокуратуре расценили такие методы воспитания как преступление и возбудили уголовное дело.

Источники:

http://chtoikak.ru/nakazanie-detej-argumenty-za-i-protiv.html
http://www.gnomik.ru/articles/art-nakazanie-detey-za-i-protiv/
http://www.1tv.ru/news/2011-09-26/113641-telesnye_nakazaniya_detey_za_i_protiv

Ссылка на основную публикацию