Названия в библиотеке о доброте. Библиотечный урок дорогою добра». Люди! Покуда сердца стучатся»

Ход урока.doc — Библиотечный урок: «Поклонимся великим тем годам».

«Поклонимся
великим тем
годам»
(Методическая разработка
библиотечного урока)

Автор: Ярмусь Светлана Витальевна,
педагог-библиотекарь
первой квалификационной категории

Библиотечный урок для 5 классов
Тема: «Поклонимся великим тем годам».
Цель: воспитать патриотические чувства к историческому прошлому
нашей Родины, чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества,
память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил Великую
Отечественную войну 1941­1945 годов.
Задачи:
­ расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941 –
1945 годов;
­ привлечь внимание учащихся к чтению литературы патриотической
тематики;
­ сохранить память о подвиге людей в Великой Отечественной
войне1941 – 1945 годов;
­ воспитать у учащихся понимание значимости Победы в Великой
Отечественной войне.
О борудование:
медиапроектор,
видеокамера,
мультимедийная презентация «Поклонимся великим тем годам», музыкальное
сопровождение: «Журавли», «сводка Левитана о начале войны», «Мама»,
минута молчания – метроном, «День Победы», выставка книг о Вов, выставка
рисунков, плакатов, открыток к 70­летию Победы в Великой отечественной
войне 1941­1945 годов, военная форма, раздаточный материал для писем.
компьютер,

Ход урока
1. Организационный момент.
(Звучит песня «Журавли») (Слайд № 1)
2. Вступление. Педагог­ библиотекарь: есть события, над которыми
время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится
их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
3. Основная часть.

ребята, 9 мая наша
страна празднует 70–летие Победы в Великой Отечественной войне, и
чествует своих героев.
Педагог­ библиотекарь:

(Слайд № 2) Учащийся: Бьется пламя, как знамя святое.
Бьется память о грозных годах.

Над священным солдатским покоем
В обагренных войною ветрах.
(Слайд № 3) Замирает в печали минута,
Лишь трепещет живая душа.
И гремят над тобою салюты,
Все мирское в тебе заглуша.
(Слайд № 4) И слезу никуда не упрячешь
Если камни по павшим скорбят.
Потрясенный стоишь ты и плачешь,
Плачешь сердцем, что выжил солдат.
Учащаяся: 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война.
А началась она 22 июня 1941 года в 4 часа утра. (Слайд № 5). В далеком 1941
году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков
доносилось . (Слайд № 6) (Звучит речь Левитана)
(Слайд № 7) Учащаяся: Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Педагог­ библиотекарь: (Слайд № 8). На борьбу с немецко­
фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и
старые, и молодые (Слайд № 9). Наши солдаты эшелонами уходили
защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится
(Слайд № 10) . «Все для фронта, все для победы» — повсюду звучал девиз.
А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их
долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные
бомбы. (Слайд № 11). А с фронта долетали долгожданные весточки,
«треугольники», так как письма в годы войны посылали без конвертов.
(Слайд № 12).
(Тихо звучит песня «Мама». Три учащихся изображают у «костра»
бойцов на привале, которые пишут письма.
Боец 1: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Боец 2: Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Боец 3:

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры ­
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы.
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне.
(Бойцы складывают письма­треугольники и уходят на места).
(Слайд № 13)Педагог­ библиотекарь: мирный труд советских людей
был нарушен. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины.
Героизм советских людей не поддается счету: битва за Москву, блокада
Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, Курская дуга, битва за Днепр.
(Слайд № 14). Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в
передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они
верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
4. И вот наступил долгожданный День Победы. (Слайд № 15).
Педагог­ библиотекарь: этого события люди ждали 1418 дней. Более
20 млн. советских людей погибли в этой страшной войне. Почтим их память
минутой молчания. (Минута молчания – метроном.) (Слайд № 16). С
каждым годом война все дальше и дальше. Но своей жизнью мы обязаны
советским солдатам.
Учащаяся: Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья.
(Слайд № 17)Педагог­ библиотекарь: 9 мая 1945 года Берлин,
последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной
победы.
Учащаяся: В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
(Слайд № 18) (Звучит песня «День Победы»).

(Слайд № 19)Учащиеся: МИР ­ это Земля, мир ­ это люди, мир ­ это
дети.
Мир ­ это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир
нужен всем! Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут
дружить.
(Слайд № 20) Учащаяся: Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда!
(Слайд № 21) Педагог­ библиотекарь: День Победы наша страна
празднует так же, как и в далеком уже 45­м. Этот праздник остается
радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость
за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш
народ. Прошло уже более полувека со Дня Победы, но мы до сих пор чтим
память павших, кланяемся живым.
Учащаяся: Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии Простой солдат.
(Слайд № 22) 5. Заключение. Педагог­библиотекарь: библиотечный
урок хочется закончить словами Роберта Рождественского: «Мне кажется,
что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и
долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны,
закончившейся более полвека назад».
Люди! Покуда сердца стучатся, ­ Помните!
Какой ценой завоевано счастье, ­ Пожалуйста, помните!
Педагог­библиотекарь обращается к учащимся: Теперь приготовьте
свои письма – пожелания, которые вы написали вместе с родителями нашим
уважаемым ветеранам. Их необходимо сложить в треугольники, как
складывали письма солдаты в годы Великой Отечественной войны, так как
письма в годы войны посылали без конвертов. Учащиеся повторяют за
педагогом­библиотекарем, складывая письма­треугольники. (Приложение №
1). Эти письма мы вручим ветеранам к 9 мая. Учащиеся отдают треугольники
педагогу­библиотекарю для вручения ветеранам. Ребята, вам представлена
часть книг, имеющихся в школьной библиотеке о Великой отечественной

Читать еще:  Сколько будет п. Расчет среднего заработка для пенсии по новым правилам в Excel. Пособие для правоохранительных органов

войне и о героях. Эти книги воспитывают у нас чувства патриотизма и
гордости, в этих книгах есть рассказы и о ваших сверстниках, совершавших
подвиги в годы Великой Отечественной войны порой ценой собственной
жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы больше читали таких книг. Я рада видеть
вас в школьной библиотеке.

«Благотворительность и милосердие людей в годы Отечественной войны».
классный час (3 класс) по теме

О взаимопомощи советских людей в трудные годы ВОВ.

Предварительный просмотр:

«Благотворительность и милосердие людей в годы Великой Отечественной войны».

Мульдиярова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

  1. Воспитывать учащихся на примере массового подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
  2. Познакомить детей с идеями и историей благотворительности и меценатства; сформировать понятия «милосердие», «благотворительность» и «меценатство»;
  3. Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  4. Развивать у учащихся личностные качества: милосердие, толерантность, бескорыстие.

Возраст учащихся: 8-10 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка: чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»; подбор материалов периодической печати и материалов интернета.

-Ребята, к нам в класс заглянули персонажи знакомой нам сказки Джанни Родари «Солнце и туча».

(Открывается слайд №1)

-Вспомните, каким было солнце? (весёлым, добрым, раздаривало всем свои лучи, и всё на земле радовалось ему).

— Что делала туча? (хмурилась, злилась, ворчала)

— Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

— На чьей стороне ваши симпатии?

-Ребята, какой человек может быть добрым? (Добрый тот, кто всегда доброжелателен, кто думает не только о себе, но и о других.)

II. Краткая справка об истории благотворительности и меценатства.

(Открывается слайд №2. На экране появляется слово «благотворительность»)

— В этом слове спрятались два слова. Найдите их. (благо, творить)

-Как вы понимаете слово «благо»? (добро)

-Осуществлять благотворительность значит «творить благо». Благотворительность- это оказание помощи нуждающимся. На средства благотворителей строились больницы, храмы, приюты.

(открывается слайд №3. На экране слово «меценатство»)

— Меценаты- это люди, которые дают деньги на развитие науки, искусства, культуры. Они также занимаются благотворительностью.

Слово «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. У императора Августа был приближённый, который материально поддерживал поэтов своей страны. Его звали Меценат. Так его имя прославилось в веках, ведь во все времена люди ценили добро.

(Открывается слайд №4. На экране пословицы.)

Вот что гласит о доброте народная мудрость:

-За доброго человека сто рук.

-Добрые умирают, да дела их живут.

-За добро добром платят.

III. Основной этап урока.

-В предверии Дня Победы, я хочу показать вам, что даже в самые суровые и тяжёлые военные годы, люди нашей страны показывали пример милосердия и благотворительности.

1. Помощь тыловиков фронту.

-Забота и всемирная поддержка армии тружениками тыла проявлялась с первых дней войны. Всеобщее чувство сострадания и сопереживания объединяло людей. Например, на всенародно собранные деньги только одной республики Чувашии построены: бронепоезд «Комсомолец Чувашии», бронепоезд «За Родину», эскадрильи боевых самолётов «Красная Чувашия» и «Комсомолец Чувашии». А таких республик в нашей стране немало, и каждая вносила свою лепту в дело приближения победы.

Большую помощь труженики тыла оказывали в сборе и посылке тёплых вещей и подарков на фронт. На фронт отправлялось всё, что только могло дойти до передовой и помочь выжить солдатам: тёплая одежда, сухари, махорка, мыло, мёд, полотенца, кисеты, бумага, конверты и многое другое.

Многие сдавали часть своей крови раненым бойцам на станциях переливания крови. В ответ спасённые воины присылали письма, полные благодарности донорам, которые рисковали собственным здоровьем, приближая Победу.

2. Помощь детям- сиротам, беженцам.

(Открывается слайд №5.)

Одно из особых проявлений милосердия в суровые годы войны- забота и поддержка тысячи детей- сирот, у которых война отняла самое ценное- родных и близких. На предприятиях и учреждениях, в колхозах и школах собирались деньги, посылки и подарки для сирот. «Кому дорого счастье нашей родины,- пишет автор статьи газеты «Красная Чувашия» А.Токарева,- тому дорога судьба каждого нашего ребёнка. Мы должны сделать всё для того, чтобы дети защитников родины были сыты, одеты, обуты, чтобы они правильно развивались и хорошо учились.» (Красная Чувашия.- 1944.- 20 февр. Статья «Забота о детях- кровное дело комсомола»).

(Открывается слайд №6.)

Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей.

(Открывается слайд №7)

Беженцам предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи. И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне.

Читать еще:  Народные средства для уменьшения лактации. Рецепты народных средств. Устранение лактации естественным способом

— Ребята, а в наши дни есть беженцы? Как нужно к ним относиться?

3. «Ангелы милосердия».

— Ребята, как вы думаете, к людям какой профессии применимы словосочетания «ангелы милосердия» и «сёстры милосердия»?

Раньше так называли медиков. Ведь чуткость, душевная теплота нужны больным не меньше, а порой и больше, чем лекарства.

Большая война- это всегда кровь и жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть большими, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. Прославленный маршал Константин Константинович Рокоссовкий писал: «Поистине наши медики были тружениками- героями. Они делали всё, чтобы поскорее снова поставить раненных на ноги, дать им возможность снова вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».

(Открывается слайд №8)

На плащ- палатках, собственных плечах, ползком, под бомбёжкой, пулемётным и артиллерийским огнём восемнадцатилетние девочки выносили раненых с поля боя.

(Открывается слайд №9)

Военный корреспондент Иван Рощин писал о них: «Как им это удавалось- всегда появляться возле раненого бойца, когда ему нужна была срочная помощь? Под огнём противника перевязать его, на своих хрупких плечах перетащить в укрытие, оттуда раненых отправляли в тыл… А сестра милосердия оставалась на передовой, спасая жизнь другого солдата, и каждую секунду рискуя своей.»

(Открывается слайд №10)

Память о них навсегда будет в сердцах спасённых солдат и офицеров, благодарных потомков, а самоотверженный труд на благо жизней миллионов военнослужащих навеки останется ярчайшим примером милосердия и героизма.

IV. Подведение итогов урока.

— Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Он нам не даётся с рождения. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе доброту.

(Открывается слайд №11)

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей!

— Предлагаю взяться за руки и исполнить песню «Дорогою добра»:

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо-

Не уповай на чудо.

Спеши к нему, всегда иди

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь-

Не детская игра!

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

  1. Классные часы: 2 класс // Авт.-сост. Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008
  2. Журнал «Воспитание школьников» №1 / 2007
  3. Интернет
  4. Газета Красная Чувашия.- 1944.- 20 февр. Статья «Забота о детях- кровное дело комсомола».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года.

Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы» Предлагаемый учебный материал может быть ис.

БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

Познавательная викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.

Презентация к кружку «Уроки милосердия». Интегрированное мероприятие.

Разработка библиотечного урока+презентация по теме «Детство, опалённое войной» для 4 класса

Малышева Наталья Андреевна

Библиотекарь МС(К)ОУ С(К)ОШИ VIII вида

Город Лысьва, Пермский край

Тема: «Детство, опалённое войной».

— познакомить с художественными произведениями о жизни детей и подростков во время войны;

— способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;

— воспитывать чувство гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

Оборудование: выставка книг, презентация, компьютер.

Подготовительная работа. За месяц до проведения данного библиотечного урока для учащихся организуется презентация книг «Детство, опалённое войной». После чего дети читают представленные произведения. Также к библиотечному уроку отдельным учащимся даётся задание – подготовить рассказ о военном детстве родственника или знакомого.

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

— Ребята, какое событие будет отмечаться в нашей стране в мае?

— Сколько лет продолжалась война?

— Когда началась и закончилась?

— С кем воевала наша страна?

Библиотекарь. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто — друга. Долгой и трудной была дорога к Победе.

Видеоролик о войне.

— Как советские люди приближали Победу?

Библиотекарь. Помогали приближать Победу дети и подростки, ваши сверстники или чуть постарше. Подростки, не окончив школы, шли на завод, вставали к станкам. Дети участвовали в воскресниках по уборке урожая, в которых только осенью 1941 года приняли участие 75 тысяч школьников, Они также собирали металлолом, лекарства, заготавливали топливо, шили одежду, собирали подарки фронтовикам, писали им письма, выступали перед ранеными с концертами.

Посмотрите видеоролик о том, как дети защищали Родину и помогали взрослым во время войны.

Видеоролик «Детство, опалённое войной»

— Какой вклад внесли дети в дело Победы?

Библиотекарь. О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших героями написано много рассказов, повестей и стихов. На выставке «Никто не забыт, ничто не забыто» имеется раздел «Детство, опалённое войной».

Сегодня мы познакомимся с произведениями, рассказывающими о жизни детей, подростков во время войны. Перечитаем отрывки из этих произведений.

IV . Основная часть (представление произведений, беседа по прочитанным книгам, чтение отрывков).

Библиотекарь. Во время войны юные граждане наравне со взрослыми мужественно встали на защиту своей страны. Кто-то был разведчиком, кто-то партизаном, кто-то радистом.

Читать еще:  Какие есть способы складывания салфеток. Способы складывания салфеток. Как складывать бумажные салфетки

1. «Девочка из Марьиной рощи», Бринский А. П.

Библиотекарь. Я держу в руках книгу Бринского А.П. «Девочка из Марьиной рощи».

— О ком говорится в этом произведении?

— Кем была Наташа во время войны?

— Как она погибла?

— Какие черты характера проявила девочка во время войны?

— Какие чувства вызвало у вас это произведение?

2. «Рассказ танкиста», Твардовский А. Т.

Библиотекарь. В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.

— Расскажите, как мальчишка помог танкистам.

— О чём сожалел танкист?

Чтение учащимися отрывка по ролям.

5. «Сын полка», Катаев В. П.

Библиотекарь. В известной повести «Сын полка» писатель Катаев В.П. рассказывает о мальчике, который осиротел в годы войны и стал сыном полка.

— Назовите главного героя произведения.

— Как жил Ваня до встречи с разведчиками?

— Какие чувства испытывали к нему разведчики?

— В каких эпизодах Ваня Солнцев проявил мужество, смелость?

Чтение учащимися отрывка по ролям.

6. «Девочка из города», Воронкова Л. Ф.

Библиотекарь. Трудно жилось детям во время войны в городах и сёлах, занятых немцами. Тысячи детишек погибли в блокадном Ленинграде. А кто уцелел – были истощены голодом, измучены болезнями. Про жизнь девочки из блокадного Ленинграда рассказывается в произведении Любови Воронковой «Девочка из города».

Чтение отрывка библиотекарем.

7. «Посылка», Михалков С.В.

Библиотекарь. Известный детский писатель Михалков Сергей Владимирович в годы войны был на фронте, защищал свою Родину от врага. Тема войны находит отражение и в его творчестве.

— Какое произведение Михалкова Сергея Владимировича вы читали на часе чтения?

— Ребята, о чём говорится в произведении «Посылка»?

— Какую помощь оказывали дети фронту?

Выразительное чтение стихотворения.

— Какие произведения были представлены?

— О ком говорится в этих произведениях?

— Какие произведения вас взволновали? Почему?

VI. Разгадывание кроссворда.

Название стихотворения Михалкова С.В.:

Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита —
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!

Автор произведения «Девочка из города», в котором говорится о судьбе ленинградской девочки (Воронкова).

Автор произведения «Девочка из Марьиной рощи» (Бринский ).

Фамилия главного героя повести «Сын полка» (Солнцев).

Поэт, автор стихотворения «Рассказ танкиста» (Твардовский).

Поэт-фронтовик, детский писатель, автор гимна России (Михалков).

VII . Рассказы о родных, знакомых, живших во время войны.

Библиотекарь. О жизни детей в военные годы мы узнаём не только из произведений художественной литературы, но и от свидетелей тех ужасных событий – ваших родных, знакомых, которым в далёкие 40-е гг. было столько же лет, сколько вам сейчас. К сегодняшнему библиотечному уроку некоторые ребята приготовили рассказы о своих родных, знакомых, о их самоотверженном труде в годы войны.

Рассказ о Шабалиной Р.В.

«Когда началась война, Раисе было всего 8 лет. С первых военных дней работала в колхозе и выполняла непосильную работу: жала овёс, пшеницу, ячмень, рожь. На лошадях возила навоз, боронила землю перед посевной. Ей приходилось после школы в ночное время молотить зерно, а, утром, не выспавшись, идти на учёбу в школу за 4 километра от её деревни».

Рассказ о Вотинцевой А.И.

«С 1941 года по 1943 год помогала отцу делать для фронта лыжи: чистила, красила олифой. План был большой, иногда приходилось и ночами работать. У нас в семье было 4 детей: старшую сестру отправили работать в Киров на военный завод, я тогда начала работать в колхозе: возила сено, дрова. Запомнилось, как работали в лесу: делились на группы в 3 человека – 1 парень рубил деревья топором, а 2 девчонки распиливали ручной пилой.

Рассказ о Аксёненко Н.И.

«Надежда Ивановна – бывший учитель нашей школы. Когда началась война, ей было два года. Папу забрали на фронт, а мама с тремя детьми осталась одна. Как только наступала весна, собирали и ели траву, севериху (ёлочные почки), летом таскали клевер с охраняемого клеверища. Не может забыть Надежда Ивановна первую булочку, которую мама испекла после войны из хорошей муки, и которую так жаль было есть».

— Как дети помогали взрослым приближать Победу?

— Какие качества характера проявили дети войны?

— Какие чувства вызвали у вас поступки детей военного времени?

Библиотекарь. Ребята, наш библиотечный урок по теме «Детство, опалённое войной» заканчивается.

Мы познакомились с произведениями о…

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Я хочу прочитать…

Я призываю ребят…

Библиотекарь. Ребята, попрошу вас оценить библиотечный урок с помощью цветных звёзд. Если урок вызвал интерес, был полезным для вас, то возьмите бумажную звезду красного цвета. Ели сегодняшний библиотечный урок вас не заинтересовал, то возьмите звезду синего цвета. (Бумажные звёзды прикрепляются на информационный стенд).

1. Бринский, А.П. Девочка из Марьиной рощи / А.П. Бринский. — М.: Детская литература, 1973. – 42 с.

2. Воронкова Л.Ф. Девочка из города. М. Детская литература, 1972. – 77 с.

3. Катаев В.П. Сын полка. М. Детская литература, 1973. – 256 с.

4. Твардовский А.Т. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1985. – 25 с.

Краткое содержание произведений

Бринский А. «Девочка из Марьиной рощи».

В произведении автор рассказывает о радистке Наташе, девчонке из Марьиной роще, погибшей смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.

Воронкова Л. «Девочка из города».

В произведении рассказывается о судьбе девочки из блокадного Ленинграда. Главная героиня Валя потеряла во время войны родителей, а затем обрела новую семью.

Катаев В.П. «Сын полка».

Действие повести разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Советские разведчики обнаруживают осиротевшего мальчика Ваню Солнцева и приводят его в полк. Мальчик отказывается от отправки на фронт и остаётся на передовой. Мальчик становится сыном полка, разведчиком и артиллеристом. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовские училище. Юные суворовцы участвуют в военном параде на Красной площади.

Михалков С.В. «Посылка».

В стихотворении говорится о том, как пионеры собирали посылки для солдат, воевавших на фронте.

Твардовский А.Т. «Рассказ танкиста».

В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о смелости мальчишки, который помог нашим солдатам в бою.

Источники:

http://znanio.ru/media/bibliotechnyj_urok_poklonimsya_velikim_tem_godam-124984/146951
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/07/16/blagotvoritelnost-i-miloserdie-lyudey-v-gody
http://pedsovet.su/load/196-1-0-5112

Ссылка на основную публикацию