Общение с детьми. Психология детского общения

Общение с ребенком. Важность коммуникации.

«Общение-это ключ» — цитата, которая часто повторяется в литературе по психологии. Каждый коммуникативный процесс является очень значимым, а особенно важным он является среди родителей и детей.

Общение между родителем и ребенком всегда было важно: коммуникация со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства.Однако, на сегодняшний день есть необходимость уделять ему еще большее внимание, особенно в свете тех событий, с которыми дети ежедневно сталкиваются в школе и в повседневной жизни. И если родители не ведают, что происходит в жизни и сознании своего ребенка, трудно, а порой и невозможно, понять, что они переживают. Коммуникация между родителем и ребенком является отправной точкой взаимопонимания.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми в раннем возрасте. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно, до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

А у кого еще учиться общению, как не у собственных родителей? Конечно, общение это не точная наука, и его невозможно «изучать» в прямом смысле слова, но это то, чему люди должны учиться на практике.

Зачастую, при общении родителя и ребенка происходит так, что взрослый слушает «вполуха», отвлекается, и ребенок, чувствуя это, отдаляется, замыкается и перестает в конечном итоге делиться своими проблемами и переживаниями. В конечном итоге возникают проблемы в отношениях родитель-ребенок, дети чувствуют себя непонятыми и в дальнейшем держат свои чувства внутри.

Чтобы добиться хорошего, качественного общения, нужно работать над собой – это должен быть не просто разговор; вы должны слушать ребенка так, чтобы он чувствовал, что нет ничего более важного в данный момент, что вы отдаетесь ему полностью.

Ведь, как правило, родители, общаясь с собственными детьми, делают одновременно еще три или четыре задачи, в то время как их ребенок пытается что-то донести до них. Взрослый, зачастую, даже не отрывается от просмотра телевизора или новостной ленты в интернете, чтобы послушать своего ребенка, в то время как ребенок отчаянно пытается привлечь их внимание.

Конечно, дети чувствуют отсутствие интереса к себе и к тому, что они пытаются донести до родителей. А отсутствие интереса — это то, что всегда приводит к возникновению пропасти между членами семьи. Ведь когда мы не чувствуем к себе достаточно внимания, мы перестаем делиться своими проблемами с этим человеком. Также происходит и у детей, только они более тонко чувствуют ваши эмоции и не хотят больше открыться вам.

А когда дети перестают делиться своей информацией с родителями, когда они недополучают той отдачи, на которую рассчитывают, они отправляются туда, где их понимают, слушают и уделяют им внимание. Именно это может привести к беде: ребенок может искать другие пути общения, находя их у тех людей или в компаниях, которые зачастую и оказывают в дальнейшем негативное влияние на формирование личности маленького человека.

И избежать этого можно только проявив заинтересованность в жизни ребенка. Ведь родитель, который общается со своими детьми, осведомлен об их проблемах и переживаниях, который участвует в жизни ребенка, имеет больше шансов повлиять на свое чадо в определенный момент жизни. Когда дети знают, чувствуют, что родители их понимают и принимают, всегда придут на помощь, помогут советом, они гораздо лучше подчиняются и более того, они всегда хотят порадовать своих родителей.

Уважение к ребенку — это тоже важный момент в общении. При разговоре с ребенком уважительно относитесь ко всему, что слышите, и действительно слушайте! Потому что слушать всегда тяжело, особенно, когда кто-то говорит что-то, с чем вы можете может не соглашаться. Но ваша миссия, как родителя, просто сидеть и слушать. И, в свою очередь, если родитель понимает и уважает чувства своего ребенка, это всегда будет способствовать установлению более тесных связей с собственными детьми.

Читать еще:  Кукла роберт настоящая история. Легенды проклятых вещей

Быть мамой или папой – это работа. Когда ребенок подходит к любому из родителей, он всегда хочет поговорить, узнать или спросить что-то важное для него. И даже если затронутая ребенком тема кажется в данный момент вам не важной или несвоевременной, не отталкивайте ребенка своим безразличием, выслушайте, ведь ребенок хочет быть услышанным.

Если ребенок нуждается в оценке ситуации, по окончании разговора вы можете выразить свои чувства и отношение к ситуации, но не нужно сразу после разговора осуждать, или каким-то образом поучать ребенка. Нет ничего более отталкивающего, чем родитель, который после откровенного разговора сразу начинает монотонно доносить ребенку, как он должен вести себя в той или иной ситуации, даже не прислушиваясь к тому, что именно хочет ребенок.

Поэтому родители должны обязательно прислушиваться к словам ребенка, не поучать, наставлять и устраивать «разбор полетов», а именно выслушав, высказать сое мнение, если ребенок в нем нуждается. Двустороннее взаимодействие способствует укреплению доверия, а главное безопасности ребенка, именно потому, что только вам он будет доверять все самое ценное и сокровенное, и можно всегда вовремя направить, поддержать и скорректировать сложную ситуацию.

Для себя нужно запомнить одно простое правило: без общения нет отношений. Поэтому разговаривайте, друзья, разговаривайте! Ваше общение с собственными детьми будет ощутимо способствовать развитию и становлению положительных качеств их личности.

Психология общения родителей с детьми.

Психология общения родителей с детьми.

Общение – это сложный процесс взаимодействия и установления различных контактов между людьми разных возрастов и сфер деятельности. Это обмен мыслями, эмоциями, переживаниями и т.д.

С психологической точки зрения можно выделить несколько видов общения:

— без желания выслушать, посочувствовать и понять собеседника, т.е. обычная беседа с использованием банальных слов и вежливых выражений;

— ради выгоды либо наоборот – отказ от общения, когда один из собеседников получает желаемое;

— вынужденное, при необходимости встреч в различных обстоятельствах;

— деловое, с учетом личностных особенностей и делового интереса;

— на духовном уровне, с пониманием и дружеским участием друг к другу;

— с целью манипулирования и получения выгоды;

— беспредметные беседы: общепринятые фразы, поведение, соблюдение правил приличия.

Очень часто, при беседе с детьми, взрослые не задумываются над тем, как может повлиять их отношение к общению. Многие считают, что маленькие дети не понимают многих вещей, поэтому не стремятся беседу перевести в заинтересованное русло. А ведь даже дошкольник очень хорошо улавливает тон беседы, настроение взрослого и его отношение к самому ребенку.

В чем же заключается психология общения родителей с детьми?

Наиболее важными считаются именно детско-родительские отношения, поскольку они являются более длительными, и зачастую, непростыми. Большинство родителей, в суете жизни, даже не замечают, как быстро вырастают их дети, что их малыш уже стал личностью, даже еще не совсем зрелой.

В разные периоды взросления, ребенок стоит на пороге новых открытий, изменений. Рождаясь, младенец получает достаточно внимания со стороны своих родителей и родственников, подрастая, он идет в детский сад, где ему приходится налаживать отношения с воспитателями и сверстниками.

Гуляя во дворе, ребенок учится общению и в этом должны помогать ему родители, объясняя, как нужно веси беседу, какой тон приемлемый, чем отличается общение с детьми и взрослыми.

Если в семье позитивная обстановка и ребенок чувствует необходимую заботу, он всегда может получить поддержку и понимание родителей, даже если у него не всегда складываются хорошие отношения с детьми его возраста или старшими братьями-сестрами.

В благополучной семье, идя в школу, ребенок быстро осваивается, адаптируется к новым условиям, находит друзей и считает авторитетным учителя, уважает взрослых и гармонично развивается как личность.

При негативном отношении в семье, часто у детей складывается «комплекс неполноценности». Они не знают, как себя вести в обществе, как общаться с другими детьми, ведут себя агрессивно и по отношению к сверстникам и взрослым.

Читать еще:  Конспекты летних прогулок в старшей группе

Такое поведение вызвано неправильным воспитанием и общением родителей со своими детьми. Дети – это продолжение родителей, они видят, как в семье относятся друг к другу и у них создается ложное впечатление о том, что такое общение и какое поведение с другими приемлемо в социуме.

Разговаривая с малышом на уровне его возраста, родители дают возможность маленькому человечку видеть в родителях поддержку, учатся правильному поведению и общению в различных ситуациях.

Ошибочно считать, что надо научить ребенка, как поступать в различных ситуациях и какие необходимо говорить слова. Детей нужно воспитывать так, чтобы они умели думать и сами принимать решения в любых ситуациях, а не повторять фразы, которые их научили говорить родители.

Если ребенок с детского возраста начнет сам разбираться в ситуации, то и в школе у него не будет возникать конфликтов с одноклассниками или учителями.

Для того чтобы обеспечить ребенку достойное будущее, каждый родитель должен придерживаться некоторых советов, которые предлагают специалисты в области психологии для хороших взаимоотношений между детьми и их родителями.

Во-первых, каждый ребенок должен чувствовать, что его любят, поэтому родители должны говорить ему об этом с самого рождения и по мере взросления, даже если отношения не совсем хорошо складываются, фраза «я тебя люблю» необходима детям в любом возрасте.

Родители должны быть всегда честны со своими детьми, потому что даже малыши всегда чувствуют фальшь и это может вызвать недоверие к родителям.

Положительное отношение и ласковое, особое имя очень много значат при общении родителей и детей. Используя его, родители дают понять, как они любят свое чадо.

На ночь малышам полезно читать сказки или рассказывать интересные истории. Если повторять этот ритуал изо дня в день, наполняя его сердце своей любовью к нему, ребенок будет помнить об этом долгие годы. Даже взрослые дети с удовольствием пообщаются перед сном с мамой, например, делясь своими секретами.

Следует с детства доверять детям и приобщать к помощи по дому. Это сближает и помогает налаживать отношения. Особенно нельзя забывать о совместных играх, т.е. ребенок всегда должен чувствовать заботу и любовь родителей.

Психология общения воспитателя с детьми

Юлия Меньшикова
Психология общения воспитателя с детьми

Важнейшим основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности.

В процессе общения обеспечивается единство действий людей, составляющих ту или иную группу людей, будь-то учебный класс, пед. коллектив или группа детского сада, при этом осуществляется их консолидация и упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигается взаимопонимание и согласованность поведения, поступков, а, следовательно, формируются соответствующие качества человека как субъекта труда и познания.

При этом хотелось бы отметить, что общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но при этом выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и необходимость обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. То есть через общение осуществляются все воспитательные воздействия людей и общностей на личность.

Итак, мы выяснили, что особая роль в воспитании личности принадлежит общению, при этом, зная историю развития общения ребенка в ранние годы, можно многое понять в его становлении как личности.

Уже к возрасту 2,5 мес. у ребенка можно заметить первые отчетливые при-знаки потребности в общении. Вначале мотивационной основой общения для ребенка является удовлетворение его физиологических потребностей, эмоционально благоприятное отношение к нему со стороны матери. В дальнейшем мотивационная основа общения расширяется и обогащается. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым относятся потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержки. На этой основе выделяются три преимущественные категории мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Каждая категория мотивов возникает в общении, направленном на удовлетворение специфических потребностей.

Читать еще:  Проезд детей на поезде без сопровождения. Правила перевозки групп детей железнодорожным транспортом. Справка, которая подтверждает льготу на проезд

В процессе развития общения происходит не только расширение и обогащение его мотивационной основы, но и усвоение новых средств общения. Среди них можно выделить следующие: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. По словам современного психолога М. И. Лисиной: «первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него».

Развитие у детей с рождения до семи лет проходит ряд специфических этапов, на которых происходит смена целостных форм общения, оцениваемых по следующим параметрам: время возникновения; место, занимаемое данной формой общения; потребности, удовлетворяемые при помощи данной формы общения и основные средства общения.

Итак, на протяжении первых семи лет последовательно сменяют друг друга следующие четыре формы общения:

1. Ситуативно-личностная форма (первое полугодие жизни) в развитом виде существует в форме известного «комплекса оживления» который представляет собой сложную реакцию младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Положительные эмоции, порождаемые и подкрепляемые в общении с ним взрослым, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует все его функции.

2. Ситуативно-деловая форма общения охватывает период жизни от 6 мес. до 2-х лет. Этот вид общения развивается в активном деловом взаимодействии ребенка со взрослыми, сотрудничестве с ними. Здесь ведущими становятся деловые мотивы общения, которые сочетаются с познавательными и личностными. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Важнейшим результатом развития общения в этот пери-од жизни является приобретение речи.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения. Развивается от 3 до 5 лет. Она в первую очередь влияет на развитие познавательных процессов ребенка. У него появляется множество вопросов о предметах и явлениях окружаю-щей действительности, а речь становится основным средством общения.

4. Внеситуативно-личностная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Эта форма общения в основном служит познанию детей и человеческих отношений, а также самого себя.

Постепенное накопление детьми опыта различных форм общения, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков и обеспечивают их готовность к обучению в школе. Благодаря разностороннему и интенсивному речевому общению ребенок к моменту поступления в школу начинает усваивать основные нормы и формы социального поведения.

«Активизация речевого общения детей 2–3 лет». Опыт работы воспитателя Слайд № 1 Тема презентации. Слайд № 2Двухлетние дети – очаровательные существа. Они честны и искренни во всём – в своих симпатиях и антипатиях,.

«Мастерская Деда Мороза». Выставка совместных работ родителей с детьми и воспитателя с детьми в подготовительной группе На окнах расположились бумажные снежинки, елка заняла свое почетное место, повсюду мишура и огоньки — приближается Новый Год, долгожданный.

Детская психология Содержание: Введение…3 1.1. Личностно-мотивационная готовность…6 2.1. Принятие учебной задачи…. 7.

Консультация для родителей «Основные принципы построения общения с детьми» Родителям необходимо знать основные принципы построения общения с детьми: 1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь.

Методы и приемы работы с ребенком по курсу лекций Н. Ф. Барложецкой (педагогическая психология) Многие педагоги используют карательные методы работы с ребенком. Например, ставят ребенку двойку, вызывают его родителей в школу, разговаривают.

Психология игры Психология игры. 1. Игра как средство воспитания дошкольников. 2. Уровни развития игровой деятельности дошкольников. 3. Дидактические игры.

Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения). Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный.

Рекомендация для воспитателей. Принципы профессионального общения педагога с детьми Рекомендация для воспитателей. «Принципы профессионального общения педагога с детьми». В организации оптимального педагогического общения.

Родительское собрание в средней группе «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать.

Технология общения родителей с детьми с ограниченными возможностями Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы является разработка и внедрение технологий социально работы с семьями.

Источники:

http://www.b17.ru/article/76260/
http://pogovorim.by/6445-psihologiya-obscheniya-roditeley-s-detmi.html
http://www.maam.ru/detskijsad/psihologija-obschenija-vospitatelja-s-detmi.html

Ссылка на основную публикацию