Почему мы не можем, почему так сложно запомнить имена других людей? Что такое память на имена

Содержание

Симптомы раннего слабоумия: неспособность запоминать имена и еще 10 признаков

Деменция (слабоумие) — это коварное заболевание, от которого не застрахован ни один человек. Оно может начать проявляться как в 30, так и в 70 лет. Существуют определенные ранние симптомы, на которые важно своевременно обратить внимание, чтобы была возможность приостановить прогрессирование заболевания.

Изменения в кратковременной памяти

Одним из ранних признаков деменции является проблема с кратковременной памятью. Некоторые люди описывают этот симптом как неспособность удерживать мысль в голове. Человек в таком случае долго подыскивает правильное слово, становится непривычно забывчивым.

Внезапная неприязнь к переменам

Люди с деменцией часто пытаются справиться с растерянностью и ухудшением памяти, придерживаясь определенного графика, режима во всем. Они также будут бояться пробовать что-то новое или иным образом отклоняться от своей привычной рутины.

Потеря ориентации в пространстве

Еще одним признаком слабоумия становится отсутствие способности найти нужную дорогу. Человек с деменцией, скорее всего, потеряется, даже если он собирается в место, которое посещал много раз. Некоторые пациенты часто пытаются решать эту проблему с помощью GPS. Конечно, каждый человек, даже здоровый, способен сбиться с пути. Но если с вами или с кем-то из близких это происходит все чаще и чаще, нужно обязательно обратить на это внимание.

Человек не может запоминать имена других людей

Такая специфическая проблема с памятью — еще один ранний признак слабоумия. Если вы часто замечаете, что забываете имена людей, обязательно обратитесь к врачу за консультацией.

Изменения личности, привычного поведения

В то время как перепады настроения в течение дня могут быть нормальным явлением, серьезные изменения в поведении личности, такие как боязнь выходить на улицу, не являются вариантами нормы. Такие перемены указывают на изменения в мозге.

Внезапно возникшие трудности с принятием решений

Нерешительность, наблюдающаяся время от времени, — это нормальное явление. А человек с деменцией может внезапно оказаться неспособным что-либо планировать или организовывать из-за снижения так называемой исполнительной функции, которая позволяет людям фокусироваться и рассуждать. Нарушение этой функции также может помешать сконцентрироваться на таких многоэтапных задачах, как одеться или приготовить еду.

Человеку трудно вспомнить знакомое место, яркое событие

Наиболее распространенным ранним признаком слабоумия являются проблемы с памятью, которые мешают повседневной жизни. Человек может забыть название любимого ресторана, день рождения родного человека и проч.

Невозможность выполнять привычные дела

По мере того как растерянность пациентов с деменцией прогрессирует, они начинают забывать, как делать такие вещи, как совершать элементарный телефонный звонок. Точно так же они могут забыть, куда должны положить свои продукты или новую одежду. Если это произойдет с вами, нужно поговорить с врачом.

Проблемы с запоминанием прочитанного

Когда кратковременная память ухудшается, у человека возникают проблемы с запоминанием только что прочитанного материала. Некоторые пациенты, страдающие деменцией, делают заметки во время чтения, чтобы позже попытаться вспомнить сюжет романа.

Трудности с освоением новых навыков

В то время как многие люди испытывают трудности с изучением чего-то нового, пациентам с деменцией особенно тяжело из-за нарастающих проблем с памятью.

Люди с деменцией часто впадают в депрессию, поскольку их состояние ухудшается. В некоторых случаях у пациента начинается депрессия за несколько месяцев до развития деменции.

Знаете ли вы кого-нибудь с ранними признаками слабоумия? Согласны ли вы с приведенным выше списком?

Как запоминать имена: 5 проверенных техник

У вас тоже плохая память на имена? В таком случае вам пригодятся эти 5 техник, с помощью которых вы избавитесь от своей забывчивости раз и навсегда.

Наверное, многим из нас знакома неприятная ситуация, когда мы встречаем знакомого человека, но не можем вспомнить его имя. Или, что ещё хуже, знакомимся с кем-то и уже через 5 минут понятия не имеем, как к нему обращаться. Такое может произойти где угодно — как на вечеринке у друга, так и на деловом обеде или в новом рабочем коллективе.

Читать еще:  Тодоровский валерий петрович личная жизнь старшие дети. Валерий Тодоровский: личная жизнь

Как же научиться запоминать имена? Для этого есть несколько проверенных способов.

Согласно материалу в журнале «Психология сегодня» (Psychology Today), способность запоминать имена ухудшается ещё и с возрастом. Оказывается, около 85% людей среднего возраста и пожилых людей забывают имена. Однако это вовсе не значит, что забывчивость на имена появляется лишь с возрастом, ведь многие молодые люди также замечают за собой такой недостаток.

Почему мы забываем имена

Этот феномен можно объяснить. Когда мы встречаем кого-то впервые, наше внимание рассеивается на множество факторов — лицо, внешний вид человека, его голос, манеру разговора, жесты и обстановку вокруг. Переизбыток информации и расфокусирование нашего внимания нередко приводят к тому, что мы не можем вспомнить, как зовут человека, находящегося перед нами.

Помнить имя важно

Если вы хотите добиться внимания человека, проще всего это сделать, назвав его по имени. Исследования показывают, что произношение нашего имени активизирует наш мозг, даже если мы находимся в шумном помещении. Именно поэтому многие влиятельные лидеры придают именам большое значение и стараются по максимуму их использовать. Эффект от этого легко проверить: полагаю, каждому приятно осознавать, что о нём помнят, когда он слышит своё имя. И наоборот, забывчивость других вызывает негативные эмоции.

Как запоминать имена

Если вы так же, как и множество других людей, постоянно забываете имена, Кристи Хеджс, профессиональный коуч, спикер и автор книги The Power of Presence: Unlock Your Potential to Influence and Engage Others, предлагает несколько проверенных на практике советов, которые помогут избавиться от этого недостатка раз и навсегда.

Встретились — повторите

Когда вы услышите чьё-то имя, не просто кивайте в ответ и продолжайте разговор, а повторите это имя, включив его в свой разговор или спросив о чём-то нового знакомого. Например, если вашего нового знакомого зовут Марк, вы можете сказать: «Привет, Марк, приятно познакомиться», — или же задать ему вопрос: «Как долго Вы работаете в IT, Марк?».

Используйте имя на протяжении беседы, только не переусердствуйте и не повторяйте его слишком часто. Также включите имя в прощальную фразу и, произнося её, смотрите в лицо собеседнику, чтобы закрепить в памяти его образ и имя вместе.

Записывайте

Доктор Гари Смол, психиатр и эксперт в области изучения памяти, предлагает просить человека записать его имя, особенно если оно необычное или редкое. Эта техника будет эффективной, если у вас хорошо развита визуальная память. Кроме того, можно попросить у человека визитную карточку и прочитать его имя на ней, пока вы с ним общаетесь. Так вы создадите связь между человеком и визуализацией его имени у себя в памяти.

А сразу после встречи запишите имя человека и основную информацию о нём в свои контакты. Так вы сохраните всё самое главное и при случае легко вспомните собеседника. Записать можно как личную информацию, так и особенности его внешнего вида или тему последнего разговора.

Используйте ассоциации

Многие эксперты советуют в момент, когда вы слышите новое имя, создавать в воображении словесную связь или картинку для ассоциации. Это может быть любой факт, который вы знаете о человеке, — его увлечения, сфера деятельности, место проживания и т. п.

Вивиан Жанг приводит пример этого совета, который она узнала из учебного курса Дейла Карнеги:

Воображайте картинки, которые звучат, как имя человека, и сопоставляйте их с другими фактами, которые вы о нём знаете. Если вы встречаете кого-то из Бразилии по имени Лаура, представьте её в лавровом венке на голове, плавающей в реке Амазонке.

Создавайте связи

Ещё один способ запоминания имён — сопоставление человека с другим человеком с таким же именем, которого вы хорошо знаете. Например, с вашим другом или родственником.

Кристи Хедж узнала этот приём на одном из тренингов, в котором принимали участие 15 человек. Она была удивлена, когда тренер после краткого приветствия с каждым из участников снова прошёлся по группе и обратился с каждому из них по имени без единой ошибки. Он тогда использовал простую технику — ассоциировал каждого человека с известной личностью (или известным ему человеком). Например, Райан ассоциировался с Райаном Гослингом. Сперва это может показаться сложным, но с практикой вы научитесь мгновенно создавать такие связи между людьми и запоминать их имена.

Проявите внимание

Большинство психологов и экспертов в области изучения памяти утверждают, что одной из главных причин забывчивости имён является то, что мы не сосредотачиваемся на нём и уже через мгновение наше внимание рассеивается на другие вещи, которыми мы окружены.

Такой же совет даёт в первую очередь и один из самых общительных людей на планете Кейт Феррацци:

Если вы примете сознательное решение запомнить имя, потому что проявляете внимание к людям, которых встречаете, вы сразу же начнёте делать это гораздо лучше.

Надеюсь, что эти простые советы помогут вам лучше запоминать имена и избегать неудобных ситуаций в будущем. Лично я обязательно возьму на вооружение самый первый совет с устным повторением имени. Мне кажется, что с него легче всего начать практиковаться. Расскажите, а как вы запоминаете имена и испытываете ли с этим трудности?

CogniFit — Память на имена

Для моих тренировок

Читать еще:  Почему бывшие возвращаются? Почему возвращаются бывшие, что с ними делать

Для оптимизации работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для оптимизации работы с учениками

Для проведения научных исследований

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Память на имена

Когнитивная cпособность. Нейропсихология

Получите доступ к полной серии когнитивных тестов для оценки памяти на имена

Определите и оцените наличие изменений или нарушений

Проверенные инструменты для улучшения или восстановления памяти на имена и других когнитивных функций

Что такое память на имена?

Память на имена и названия — это способность соотносить объекты, людей, места, понятия или организации с названиями, которые им соответствуют. Для того, чтобы назвать объект, мы обращаемся к нашему словарному запасу, находим конкретное слово, которое искали, и произносим его. Это осуществляется в три этапа, которые зависят от трёх различных систем:

  • Этап 1 (или фаза семантической системы): мы вспоминаем информацию, связанную с тем, что мы хотим назвать. Например, при встрече с бывшим однокурсником, увидев его, мы определяем, откуда его знаем: однокурсник, который учился в группе А и общался, как правило, с определёнными ребятами.
  • Этап 2 (или фаза лексико-фонологической системы): мы подбираем слово, которое лучше всего выражает смысл. Например, однокурсника зовут «Антон», соответственно, это имя подходит. В этом и заключается Память на имена.
  • Этап 3 (или фаза хранилища фонем): мысленно восстанавливаем каждую из фонем, составляющих выбранное слово. Следуем примеру: “/a/, /н/, /т/, /о/, /н/”.

Эти три системы являются независимыми, и одна из них может быть нарушена, не затрагивая другие. Таким образом, способность вспомнить какое-то слово из нашего лексикона не зависит от знания об объекте или предмете, который мы хотим назвать.

Таким образом, мы можем захотеть вспомнить имя этого однокурсника, зная, какие у нас были отношения, можем мысленно описать его внешность, или сказать, в каком году мы вместе учились, но при этом нам не удаётся в данный момент быстро вспомнить его имя. Это ощущение часто называют «у меня вертится на языке», и это может происходить без какого-либо нарушения. Более того, данный эффект тесно связан с «Эффектом сводной сестры», суть которого состоит в том, что когда вы ищете конкретное слово, вам на ум приходит множество синонимов, при этом нужное слово не вспоминается.

Словарный запас на самом деле представляет собой ряд паттернов активации нейронов, в которых участвуют различные части головного мозга. Он формируется постепенно, по мере того, как мы идентифицируем объекты, соотносим их с названиями и включаем в наш словарный запас. По завершении этого процесса мы можем обращаться к словарному запасу, когда мы видим объект или когда думаем о нём. В момент наименования объектов проявляются различные характеристики, которые помогают нам вспомнить (или найти в словарном запасе) нужное слово, такие как знакомство или совместно пережитый опыт с данным объектом, человеком или понятием, или частота, с которой мы с ним сталкиваемся.

Примеры памяти на имена

  • Вы рассказываете другу, что идёте на чей-то день рождения. И в тот момент, когда вы называете имя друга, пригласившего вас («Это день рождения Ивана»), вы обращаетесь к вашей памяти на имена.
  • Когда на экзамене вас спрашивают, в каком городе находится Эйфелева башня, вы ищете нужно название в своём словарном запасе и отвечаете, называя город, благодаря памяти на имена («Эйфелева башня находится в Париже»).
  • В кроссворде вам попадается вопрос: «Чувство жалости, нежности и прощения пороков». Когда вы подбираете нужное слово («Милосердие»), вы используете память на имена.
  • Если маленький ребенок указывает на собаку и говорит «гав», он называет собаку в рудиментарной форме (распознаёт её по звуку), потому что у ребенка пока ещё формируется и развивается память на имена.
  • Когда пожарные пытаются потушить пожар в доме, и один из них говорит другому: «Спустись в подвал, чтобы закрыть газовый кран у зелёной стены». Они очень ограничены во времени, и если бы напарник не смог понять значение каждого из слов, вероятно, им бы не хватило времени, чтобы решить проблему. Память на имена — это функция, которую мы используем постоянно.
Читать еще:  Как вернуть любимую на расстоянии. Как вернуть любимого человека на расстоянии — действенные и простые ритуалы. Молитва Петру и Февронии

Расстройства или патологии, связанные с нарушением памяти на имена

Одно из расстройств Памяти на имена называется аномическая афазия или аномия. Это нарушение, при котором затронута только способность называть предметы, при этом сохраняются нетронутыми другие компоненты речи. Человек, страдающий от аномии, испытывает постоянное ощущение, что нужное слово «вертится на языке», эффект повторяется с большим количеством слов (даже самых распространённых). Дело в том, что утрачивается путь или доступ к этой конкретной части словарного запаса, в результате чего искомое слово бывает так трудно воспроизвести.

Люди с аномией сохраняют понимание языка, говорение (за исключением имён и названий, которые они не могут подобрать), повторение и знания о словах, которые пытаются вспомнить. Если другой человек предложит ему варианты искомого слова, пациент с аномией способен распознать среди них нужное, но вероятнее всего он снова потеряет доступ к этому слову, когда прекратит повторять его про себя. Кроме того, характерно, что люди с аномией слишком многословны (они стараются использовать другие выражения, чтобы избежать слов, которые не в состоянии вспомнить), используют много общих слов («штуковина» вместо «канделябр»), слов-паразитов ( «да, ну, вы знаете «), и делают много пауз в разговоре (чтобы найти наиболее подходящие слова).

В зависимости от локализации поражения могут возникнуть трудности с именами собственными (временной полюс), именами нарицательными (нижневисочная кора головного мозга), глаголами (область Брока и окружающие ее области), или возможны различные комбинации этих симптомов.

Однако существуют другие нарушения, которые наряду с прочими когнитивными функциями затрагивают и память на имена. Это такие заболевания, как Болезнь Альцгеймера, специфическое расстройство речи (СРР) или семантическая деменция.

Несмотря на то, что при семантической деменции возникают проблемы с Памятью на имена, они носят иной характер. Поэтому, не следует путать проблемы с Памятью на имена с семантической деменцией. В этом случае человек теряет информацию, собранную в словарном запасе, а не доступ к ней. Таким образом, человек не в состоянии дать какую-либо информацию (возможно, даже общего характера) о слове, которое хочет произнести.

Кроме того, при дислексии или Синдроме Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) также могут возникать проблемы с памятью на имена или скоростью, с которой выполняется эта задача.

Как измерять и оценивать память на имена?

Память на имена имеет решающее значение для общения и обучения. Это ключ к эффективности и пониманию речи. В любой ситуации, когда нам необходимо обратиться к чему-то, мы используем память на имена.

Благодаря комплексному нейропсихологическому тестированию можно эффективно и точно оценить большой перечень когнитивных функций, в том числе память на имена. В частности, чтобы оценить память на имена, CogniFit («КогниФит») предлагает разнообразные надёжные задания, которые позволяют точно оценить способность пользователя находить нужные названия. Тесты для оценки этой когнитивной способности основаны на заданиях NEPSY, Коркмана, Кирка и Кемпа (1998). Эти тесты, кроме памяти на имена, также позволяют оценить визуальное восприятие, время реакции, контекстуальную память и когнитивную гибкость.

  • Тест на Декодирование VIPER-NAM: в течение короткого периода времени появляются и исчезают изображения объектов на экране. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна соответствует первой букве названия объекта, необходимо выбрать эту букву. Следует выполнить эту задачу как можно быстрее.
  • Тест Идентификации COM-NAM: на экране появляются объекты в виде изображения или звука. Далее необходимо указать, появлялся ли объект в виде изображения, звука, или вовсе не появлялся.
  • Тест-Расследование REST-COM: объекты появляются на короткое время. Затем необходимо как можно быстрее выбрать правильное слово, соответствующее представленным изображениям.

Как восстановить или улучшить Память на имена?

Все когнитивные способности, в том числе Память на имена, можно развивать, тренировать и улучшать. В CogniFit («КогниФит») мы даём вам возможность делать это профессионально.

CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений, направленных на реабилитацию памяти на имена и других когнитивных функций. Реабилитация памяти на имена основано на пластичности мозга. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если часто тренировать Память на имена, нейронная основа этой функции будет усилена, и повысится её эффективность. Улучшая связь между словами, с которыми возникают трудности, мы облегчаем мозгу доступ к словарному запасу, чтобы быстрее найти нужное слово.

Команда профессионалов CogniFit («КогниФит»), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки памяти на имена и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения памяти на имена и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста.

Для улучшения Памяти на имена важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния.

Источники:

http://fb.ru/post/mental-health/2019/1/23/53078
http://lifehacker.ru/kak-zapominat-imena/
http://www.cognifit.com/ru/science/cognitive-skills/naming

Ссылка на основную публикацию