Приемы активизации работы педагогов с родителями. «Методы активизации родителей

Приемы активизации работы педагогов с родителями. «Методы активизации родителей

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, — это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Методические приёмы работы с родителями

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

« Методические приёмы работы с родителями»

Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитательные функции школьного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе школы, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Сегодня в обществе идет становление новой системы образования.

Исходя из этого, одной из основных задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности. Проблема вовлечения родителей в единое пространство школы решается в трех направлениях:

1.Работа с коллективом школы по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность школы.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:

1.Наглядная информация для родителей. Родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога медицинских работников, учителя по физической культуре, по музыке, учителей предметников по английскому и казахскому языкам. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в классе и различные подтверждения успехов детей (наклейки, картинки, звёздочки, пятёрки)

2.Беседы с родителями

Существуют общие » Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Читать еще:  Минеральная пудра в чем преимущества. Минеральная рассыпчатая пудра: выбираем правильную! Минеральная пудра LOREAL Alliance Perfect"

Самые универсальные – это:

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником :

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Методические приемы, которые позволят повысить эффективность проведения родительского собрания:

— создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,

— вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

— предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.

В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего .

Я считаю, что самой важной формой взаимодействия семьи и школы является индивидуальная работа с каждым родителем. Прежде всего, нужно изучить специфику семьи: беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в классе, так и дома, наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Для того чтобы начать изучать семью, установить контакт с её членами, согласовать воспитательные действия на ребёнка, я считаю, что работу нужно начать с анкетирования «Сотрудничество семьи и школы». После изучения анкет, мы увидим реальную картину, сможем проанализировать специфику семьи и семейного воспитания школьника, степень «включённости» родителей в воспитательно-образовательный процесс.

По степени «включенности» выделяют три группы родителей:

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы образовательного учреждения (активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей).

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации (заинтересованные, но желающие решить проблему с помощью специалистов).

Родители – критические наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу: «меня воспитывали так же».

Сегодня большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, чаще всего осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в школе, показать, что может школа сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, дополним традиционные формы работы с родителями новыми, способствующими вовлечению в работу большей части семей.

Активные формы, методы и приёмы

«Школа любящих родителей» – основным направлением деятельности школы является оказание психолого-педагогической помощи родителям учащихся, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению.

Презентация учреждения. Цели: показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, его психических процессов.

Открытые мероприятия с детьми в школе для родителей.

Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Тематические консультации. Проводятся плановые и неплановые, индивидуальные и групповые консультации. Темы консультаций формируются из поступающих запросов родителей.

Групповые собрания родителей . На групповых собраниях родители знакомятся с содержанием, задачами и методами обучения детей определенного возраста в условиях школы и семьи.

Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания и развития детей. На заседание “круглого стола” приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. На заседаниях круглого стола успешно используется прием работы – решение педагогических ситуаций. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями , как исследовательско -проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

« Использование игровых приемов на родительских собраниях, средство развития коммуникативной компетентности родителей».

Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.

Читать еще:  Кто такой гомофоб простыми словами. Что нужно знать о гомофобии

Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению

Проводимая работа будет способствовать повышению внимания родителей и учителей к переживаниям ребенка в адаптационный период жизни в школе, повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы, педагоги получат не только теоретические знания, но и практические навыки общения с родителями. Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками учителя, будет создана атмосфера взаимоуважения.

Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Все это будет возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

1. Лобанок С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М., 1998.МДОУ.

2 . Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М., Творческий центр, 2005

3. Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –М., Творческий центр, 2005

4. Свирская Л. Работа с семьёй : необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007

5. Гладкова Ю. Педагог и семья // Ж. Дошкольное воспитание №4, 2008

Методы активизации родителей.
консультация на тему

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Предварительный просмотр:

Методы активизации родителей.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, — это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течение месяца (до следующей встречи), например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года») .

Читать еще:  Как в фотошопе ретушировать фотографию. Ретушь фотографий в Photoshop: основы

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность вела по четырем направлениям.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.

В 1995 году я закончила школу № 20, в 1999 году – Тульский государственный педагогический университет и в этом же году пришла на работу в родную школу. 4 «Б» — это мой третий выпуск. Определенный опыт работы, в том числе, работы по активизации родителей накоплен; очень помогло знание традиций школы.

Много лет работаю над проблемой: организация работы родителей в школе. Работу веду по нескольким направлениям.

Информационно-аналитическое: изучение семьи, например, с помощью анкетирования, что помогает лучше ориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи. Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей: родители – лидеры, родители – исполнители, родители – критические наблюдатели. Становиться понятно, в какой степени и на кого можно опереться в дальнейшей работе.

Познавательное направление: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. С этой целью использую активные формы и методы работы с родителями:

— родительские собрания (организационные, тематические, итоговые); формы различны: беседы, анализ педагогической ситуации, просмотр видеоматериалов, детских работ;

— совместное создание предметно-развивающей среды (открытие Пушкинского класса на базе Пушкинской школы – первого в России и не имеющего аналога специального (пушкинского) учреждения дополнительного образования детей);

— создание совместных проектов («Город у самого сердца России»);

-совместные экскурсии (это и награда детям по линии Пушкинской школы, и по инициативе родителей, что тоже очень важно);

-оформление классного уголка «Юные пушкинисты» (фотомонтажи, различная тематическая информация «Семейный отдых», «Моя родословная» и др.)

Считаю, что родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию: умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

-тематический материал (« О правильном питании», «Режим дня младшего школьника»,

«Чем и как занять ребенка дома»);

-фотогазеты (пребывание в санатории «Тонус – Плюс»; выступление на школьной научно-практической конференции «Путь к успеху»; отрытые уроки, классные часы);

-презентации (внеклассные мероприятия: конкурсы под общим названием «Мой Пушкин»; участие во Всероссийских, региональных, муниципальных творческих конкурсах, олимпиадах).

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Думаю о создании специального уголка для родителей.

Такая работа позволяет сформировать у родителей потребность воспитывать детей грамотно. Помогаю родителям овладевать понятием «педагогическая рефлексия»: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Всё это формирует родительскую позицию, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

-определите педагогическое кредо («Дорогу осилит идущий»);

Источники:

http://www.pedagog.kamardin.com/index.php/2011-01-06-20-26-22/22-6/54-2011-01-08-13-16-21
http://infourok.ru/metodicheskie-priyomi-raboti-s-roditelyami-999980.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/06/15/metody-aktivizatsii-roditeley

Ссылка на основную публикацию