Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в доу. Сказкотерапия – один из видов здоровосберегающих технологий в ДОУ. Продукт детской деятельности

Педразвитие

Автор: Котова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ»Звездочка»
Населённый пункт: г.Серпухов–15
Наименование материала: Статья
Тема: «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Дата публикации: 14.05.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка»

Заведующий МДОУ «Звёздочка»

______________ Васильева Н.В.

Приказ № ____ от ___________

Статья на тему «Сказкотерапия как здоровьесберегающая

технология в ДОУ»

Выполнила: Котова Т.В

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает,

что только 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми ; 29,9- имеют

функциональные отклонения ; 52,8- страдают хроническими болезнями . В

заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории

поэтому необходимо использовать в ДОУ здоровьесберегающие технологий,

задачами которых являются:

-обеспечение условий для физического и психологического благополучия

всех участников воспитательно-образовательного процесса;

-формирование основ безопасности жизнедеятельности;

-формирование знаний о пользе занятий спортом, здоровом образе жизни, о

-оказание помощи семье к приобщению детей к здоровому образу жизни.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья;

-технологии обучения здоровому образу жизни;

-технология коррекции поведения.

Одним из эффективных средств коррекции поведения, на мой взгляд,

индивидуальную и групповую форму работы.

Прежде чем организовать индивидуальную работу, необходимо определить

проблему ребенка, причину, по которой он, например, плохо себя ведет. Затем

выбрать такую сказку, в которой главный герой похож на ребенка. Потом надо

описать реакцию на его поступок тех героев, которые находятся рядом с ним,

их обиду, повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя плохо.

Финал сказки должен быть положительным. В конце надо обсудить

ребенком сказку, пусть он сам прокомментирует действия героя. Во время

происходящими с ребёнком, изменением мимики, настроения. Паузы, смена

интонации, громкости произношения – все эти приёмы можно использовать

при чтении сказки. Сказку можно читать или рассказывать. Сказка всегда

поможет ребенку упорядочить его внутренний мир, осуществить желаемые

изменения в себе.

соблюдать следующую структуру: сначала создаю настрой на совместную

рассказываю детям новую сказку, обсуждаем сказку, связываем новый опыт с

реальной жизнью. Ребёнок различает плохие поступки и хорошие, подражает

черты характера. «Обучение сказкой» эффективно, так как оно проходит в

игровой форме, без принуждения.

Я использую следующие виды сказок: художественные (ребенок знакомится с

понятиях: семья, общество и т.д.), психокоррекционные (взрослый получает

возможность «мягко» влиять на поведение ребёнка), медитативные (создают

позитивный настрой, так как в них отсутствует отрицательный герой).

В своей практике я использую различные формы работы со сказкой:

-Пересказ сказки. Здесь необходимо обращать внимание, что для ребёнка

оказалось в сказке

самым главным, важным. Это значит, что именно эти

детали значимы лично для него.

-Рассказ сказки от лица разных персонажей, первого лица.

Это даёт возможность выплеснуть наружу свои

впечатления, избавиться от негативных чувств.

— Создание собственной сказки. Такая сказка покажет душевное состояние

ребёнка, расскажет о его переживаниях, может быть, страхах, волнениях.

-Изготовление сказочных героев – кукол. Пока ребёнок изготовляет куклу, он

может поразмышлять о сказке, это своего рода медитация, расслабление.

Мною создана картотека сказок для детей разного возраста. Это сказки

посещение детского сада, снижения

страха врачей и уколов, темноты. В

картотеке есть сказки, которые учат детей придерживаться своих обещаний и

выполнять обязанности, перед сном ходить в туалет и т.д. Другие сказки

вредничает, обижает животных, требует покупок в магазине, жадничает.

Итак, сказкотерапия – это эффективный метод коррекции

психологического состояния ребёнка, фобий, различных страхов.

Сказкотерапия помогает выявить душевные расстройства у детей, определить

их причину. Это один из способов передачи ребёнку моральных норм,

«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология»

Доступность дошкольного образования для всех категорий детей связана, в первую очередь, с поддержанием и сохранением их психологического здоровья, созданием психолого-педагогических условий, обеспечивающих их душевный комфорт.

Одной из инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольника, является сказкотерапия. Технология считается эффективной в работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. восприятие сказки дошкольником — специфическая деятельность ребенка, обладающая невероятно притягательной силой, позволяющая ему свободно мечтать и фантазировать. К тому же у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком или персонажем, присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Это и дает необходимый психокоррекционный эффект[5].

Читать еще:  Айвазовский какой стиль. Биография.

Распространенным отклонением поведения современных детей дошкольного возраста является высокий уровень их агрессивности. И самая стойкая нервная система не всегда способна выдержать сильные и продолжительные раздражители, которым подвержен сегодня дошкольник. В итоге это вызывает у него состояние вспыльчивости, гнева, злости, т.е изменения эмоционально-волевой сферы. Поэтому перед специалистом детского сада главной задачей является не только предотвращение развития отклонений в поведении ребенка, но и совершенствование социально-ценностных качеств: умения контролировать собственное поведение и выражение гнева приемлемыми способами, развитие эмоциональной зрелости, соразмерение своих желаний и возможностей, достижение целей.

Здоровьесберегающими компонентами сказкотерепии при работе с агрессивностью дошкольников являются: знакомство ребенка со своими сильными сторонами, «расширение» его поля сознания и поведения, поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмен жизненным опытом, развитие умения слушать себя и других, принимать и создавать новое. В атмосфере сказки дети дошкольного возраста раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении разнообразных заданий. Даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Дошкольник почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, проживать и переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными героями. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения. Все это в конечном итоге способствует оптимизации его психологического здоровья [3].

В комплексной системе работы с агрессивными дошкольниками можно предложить использование нескольких видов сказок: художественных, дидактических, медитативных, психотерапевтических и психокоррекционных.

Художественные: мифы, былины, притчи. При чтении их у ребенка может меняться настроение, учащаться дыхание, кровь приступать к лицу, активизироваться мозговая деятельность, а сказочные действия становятся для него очень значимыми.

Суть дидактических сказок состоит в том, что все «одушевленные» символы и действия подаются в виде учебных задач, где дети могут раскрыть определенный смысл, заложенный в тексте, испытать удовлетворение от радости открытия.

Психотерапевтические сказки созданы для того, чтобы помочь дошкольнику увидеть происходящее «с другой стороны, в реальности». Такие сказки имеют глубокий смысл и зачастую могут заканчиваться не всегда положительно, оставляя ребенка с вопросом для обдумывания и личностного роста.

Сказки медиативного характера предназначены для «разгрузки» эмоций и напряжения, накопления позитивного опыта, формирования наиболее лучших моделей поведения во взаимоотношениях.

Психокоррекционные сказки используются для мягкого влияния на поведение ребенка, так как они позволяют замещать неэффективный стиль его поведения на более продуктивный, объяснить ребенку смысл происходящего. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок [2].

В ходе работы со сказкой используются приемы: придумывание новой сказки, анализ сказки, переписывание, инсценирование сказок, постановка сказок с помощью различных кукол, рисование сказочных персонажей, элементы игротерапии и арт-терапии.

Доступным методом работы с агрессивными детьми является придумывание самим ребенком новой сказки по картинкам и с помощью фигурок. Алгоритм ее создания прост. Сначала выбираем героя сказки, близкого по полу и возрасту ребенка, описываем жизнь героя так, чтобы дошкольник нашел сходство со своей ситуацией. Потом герой должен попасть в условия, похожие на реальность ребенка и наделенные всеми его переживаниями. В заключении герой начинает искать варианты выхода из сложившихся обстоятельств. Опираясь на сюжет сказки, ребенок может найти выход и для себя. В сказке возможно появление мудрого наставника, который разъяснит ребенку смысл происходящего и подтолкнет его к принятию верного решения. Так с помощью взрослого образуется определенный набор способов разрешения сложных ситуаций, альтернативных моделей поведения.

Целью анализа сказок является осознание и понятие того, что стоит за каждой сказочной ситуацией и поведением героев. Можно выбрать известную сказку и предложить ответить на вопросы: «Как ты считаешь, о чем эта сказка? «Кто из персонажей больше всех других понравился и почему?»; «Почему герой так поступил?» и т.д..

Прием рассказывания сказок помогает отработать фантазию, воображение и способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Возможен вариант рассказа сказки от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказочной истории. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга, историю Колобка — пенек, на котором сидел Колобок.

Читать еще:  Где можно найти друзей. Как найти в Интернете друзей: способы знакомства и общения в Сети

Переписывание авторских и народных сказок возможно тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Дописывая свой конец и изменяя сюжет, дошкольник сам выбирает наиболее подходящий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения проблемной ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Инсценировка сказок позволяет детям побыть на месте сказочных героев, осознать их поведение, помогает глубже усвоить содержание сказок, развивает самостоятельность, раскрывает их индивидуальные способности.

Работая с различными куклами, ребенок видит, что всякое его действие сразу же отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая при помощи такого приема, появляется возможность совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование сказочных персонажей способствует развитию нравственно-этических, эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ детей дошкольного возраста, а также оказывает помощь социокультурной адаптации с помощью искусства. Испытания, которые выпали на долю персонажей, помогают детям стать разумнее, добрее и сильнее, способствуют их внутреннему росту [1].

Работая с детьми с помощью сказкотерапии, можно использовать две формы. Первая форма реализуется в рамках индивидуальной работы с каждым ребенком, демонстрирующим агрессивное поведение. Важно здесь отработать индивидуально с детьми эмоциональные способы отреагирования гнева, дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева, обсудить, что заставляет ребенка гневаться, подвести его к выбору социально приемлемых форм выражения гнева. Только после этого ребенок включается в активную вторую (групповую) форму работы со сказкой.

Используя психокоррекционные сказки в работе с агрессией, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Дошкольник ведет себя «плохо», если:

— желает привлечь к себе внимание. В таком случае в сказке предлагаются положительные способы привлечения внимания к ребенку «Голубая Искорка», «Догадливый комарик»;

— желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке важная мысль — главный герой, прежде всего, заботится о своих друзьях; «Сказка про вредную ящерку».

— желает за что-то отомстить взрослому. В этом случае в сказке будет указание на неверное видение героем проблемы и представлена правильная модель поведения «Сказка про вороненка, который хотел кого-нибудь клюнуть»;

— ребенку страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. Здесь персонажи коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления своего страха «Как лисенок вылечился от страха», «Темная тайна»;

— у ребенка не сформировано чувство меры. В таких случаях психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героев, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.) [4].

Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапия как здоровьесберегающая технология, является одним из важных ресурсов в коррекции агрессии дошкольников, а также их психологического здоровья в целом. Она дает возможность эффективного использования сказочных историй, где все события понятные и естественны. Вместо ссор, поучений и наказаний можно просто рассказать, проиграть или сочинить вместе с ребенком сказку. Она снимет стресс, поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

  1. Вачков И.В. Введениие в сказкотерапию.– Москва. – «Генезис», 2013.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002.
  4. Платонова Н.М. Агрессия детей и подростков. – СПб.: Речь, 2004.
  5. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду.
статья (младшая группа) на тему

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду .

Ющак Т.В., воспитатель

МБДОУ№35, г. Ангарск

Дошкольный возраст является очень ответственным периодом в формировании физического и психического здоровья, т.к. в это время ребенок проходит огромный путь развития, неповторяющийся на протяжении последующей жизни. В дошкольном детстве закладываются основные черты характера, формируется личность, происходит познание окружающего мира. Именно на этом этапе необходимо сформулировать у детей стремление к здоровому образу жизни, донести и закрепить их сознании представление о том, здоровым быть очень хорошо, модно и престижно.

Читать еще:  Справочное бюро аэропорта шереметьево. Справочная аэропорта шереметьево

Усилия работников ДОУ сегодня особенно направлены на оздоровление ребенка-дошкольника. Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку условия, возможность сохранения здоровья, а также, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи, учить их выстраивать взаимоотношения между людьми и усваивать необходимые модели поведения.

Именно в дошкольном детстве этот метод очень актуален. Почему?

Испокон веков народная мудрость передавалась из поколения в поколение именно через фольклор, в том числе и через сказки. Сказка – любимый жанр детей. Она нужна и интересна им, пока они маленькие (в школе сказка отходит на второй план). Сказка дает первые уроки доброты, начальные представления о прекрасном и безобразном. Герой может изменяться, превращаясь из слабого в сильного, из злого в доброго. Таким образом, ребенок улавливает перспективы дальнейшего развития.

С помощью сказки взрослый может решать многие проблемы ребенка: снижать уровень застенчивости, бороться со страхами и капризами, развивать волю и смелость, воспитывать нравственные качества, потому что дети любят подражать любимым героям, быть похожими на них. Им всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях именно в игровой форме.

Играть в сказку – это не только развлечение. В процессе сказочной игры дети также развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление, они учатся общаться друг с другом, с окружающими. Разыгрывая сказку, ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать, обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыку – это очень нравится детям, делает совместную деятельность еще привлекательнее. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста.

Проводить занятия сказкотерапии можно, используя различные методы и приемы:

— рассказывание сказок (рассказывание от 3 лица, групповое рассказывание);

— сочинение сказок (сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности);

— постановка (разыгрывание) сказки;

— сказочная имидж-терапия (надевая костюм, ребенок начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу);

— сказочное рисование (все сказки, сюжеты, героев можно рисовать, эти рисунки помогают выявить внутренний мир ребенка);

— медитации на сказку (под музыку рассказывается сказка, дети находятся в сидячем или лежачем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия, гармонии внутреннего состояния).

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения. Постепенно они раскрепощаются, становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе, которого задействованы все компоненты здоровья детей.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 313с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.-208с.
  3. Панфиленко Г.И. «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе», Чита: Издательство Молодой ученый, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече — двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м.

Обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1 с. Перелюб Перелюбского районаСаратовской области» Консультациядля родителейСказкотерапия как .

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие педагогические технологииКомплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.• Техно.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Источники:

http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=14358
http://www.b17.ru/article/131245/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/14/skazkoterapiya-odin-iz-vidov-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v

Ссылка на основную публикацию