Служебный. Служебный роман

Служебный роман

«Служебный роман» во многом составляет пару с предыдущим фильмом Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Не только потому, что главного героя снова сыграл Андрей Мягков и что герой этот — опять обычный «человек из толпы». Как и «Ирония судьбы», «Служебный роман» — сказка со счастливым концом, причем разыгранная в абсолютно реалистических декорациях советской повседневности. Зрители так любят Рязанова за то, что он — великий утешитель. Он знает жизнь современников и дарит им надежду на чудо. Затюканный неудачник, оставленный женой, способен обернуться ухажером, а мымра — смешливой красавицей. Одинокие люди, каждый со своей жизненной драмой, разрешают себе попробовать еще раз поверить в любовь — и выигрывают!

Только в «Иронии судьбы» герой Мягкова буквально с неба свалился в жизнь Нади (прилетел из Москвы в Ленинград, не приходя в сознание), а в «Служебном романе» его Анатолий Ефремович Новосельцев работает в коллективе Людмилы Прокофьевны Калугиной (своей будущей жены) много лет. Начинается история их знакомства скверно. Новосельцев решает приударить за начальницей, чтоб выхлопотать себе продвижение по службе. Он один воспитывает двух детей, денег вечно не хватает. Не сразу получается обаять эту закрытую непривлекательную даму… Но в какой-то момент план срабатывает, Калугина верит в чувство Новосельцева и расцветает буквально на глазах! Эпизоды преображения «нашей мымры» разобраны на цитаты. В них, кстати, солирует не Алиса Фрейндлих (отважно сыгравшая директрису Калугину), а Лия Ахеджакова в роли эксцентричной и продвинутой секретарши Верочки. Руководительница и подчиненная как бы меняются местами. Верочка сурово муштрует Людмилу Прокофьевну, учит ходить и одеваться женственно. А горе-карьерист Новосельцев тем временем по-настоящему влюбляется в Людмилу Прокофьевну.

Лирическая история развивается в «Служебном романе» на фоне кипучей, смешной и страшноватой жизни коллектива статистического учреждения, в котором трудятся герои. Это прообраз бесконечных советских НИИ и КБ, где числились сотни сотрудников, но работали на полную катушку далеко не все. Время на сплетни и интриги всегда находилось. Обыденка всколыхнула в поблекшей домохозяйке юношескую любовь (героиня Светланы Немоляевой Оля пишет письма давнему возлюбленному Самохвалову — он вдруг возник в их учреждении в должности заместителя Калугиной). Бухгалтер Шура (Людмила Иванова) давно забросила бухгалтерию и целиком отдалась общественной работе.

Секретарша Верочка знает все жизненные обстоятельства всех сотрудников. Вроде каждый тут на виду. А приглядеться, оценить друг друга люди до поры не могут. «Тогда тем более непонятно, почему ж в атмосфере взаимного любопытства столь долго не сумели познать друг друга Людмила Прокофьевна Калугина и Анатолий Ефремович Новосельцев? — задавался вопросом киновед Валентин Михалкович («Искусство кино», 1978, № 2). — Ответ здесь прост и благодаря этой простоте парадоксален: именно из-за атмосферы всеобщего любопытства».

18 фактов о легендарной комедии «Служебный роман», после которых вам захочется срочно ее пересмотреть

Прошло уже более 40 лет с тех пор, как на экраны советских кинотеатров вышла одна из самых любимых отечественных комедий — «Служебный роман». Картина моментально завоевала сердца публики: в первые месяцы проката ее успело посмотреть почти 60 млн человек. Сегодня фильм Эльдара Рязанова все так же собирает миллионы зрителей, только уже перед экранами телевизоров.

AdMe.ru решил выяснить, как проходили съемки этой легендарной комедии и какие интересные детали остались за кадром.

  • История о чудесной трансформации Мымры до сих пор, несмотря на свою двухсерийность, смотрится на одном дыхании. И лишь немногие ее почитатели знают, что изначально у фильма было другое название — «Сказка о руководящей Золушке». Однако его забраковали в худсовете и попросили заменить на менее кричащее.
Читать еще:  Серебро и его сплавы. Серебро свойства, сплавы и применение

  • Сама же картина основана на пьесе «Сослуживцы», авторами которой являются Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Она была написана в 1971 году и тогда же поставлена в театре. В 1973 году вышел двухсерийный фильм-спектакль, который не получил зрительского отклика, и авторы пьесы решили написать сценарий к собственной экранизации.

  • Режиссер Эльдар Рязанов заранее знал, кто из актеров должен исполнить главные роли в «Служебном романе». Киностудия доверилась ему, и в итоге обошлись без масштабных кинопроб и утверждений. Правда, Олег Басилашвили изначально хотел воплотить на экране роль Новосельцева и пытался убедить в этом режиссера. Однако в процессе работы над ролью Самохвалова он признал, что роли были розданы верно.

  • К слову, во время съемок Олегу Басилашвили пришлось испытать сильнейший стресс. По сюжету его герой должен был в одной из сцен проехать 100 м до места работы, а актер ни разу до этого не сидел за рулем. В результате, несмотря на изучение азов вождения, Басилашвили разнес киоск «Союзпечати», но все обошлось без жертв и взысканий. Сам он вспоминает этот случай так:

«На одном из дублей я еду, все идет хорошо. Вижу створ камеры, еду на нее, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск „Союзпечати“ и по камере, которая там стояла, и понял: все, гонорара я не получу».

  • Однако испытать стресс на съемочной площадке пришлось не только исполнителю роли Самохвалова. Попотеть пришлось и костюмерам, перед которыми стояла важная задача — превратить Андрея Мягкова, которого вся страна знала по роли обаятельного доктора Жени Лукашина из «Иронии судьбы», в канцелярскую крысу, а Алису Фрейндлих — в Мымру. Первому в итоге в этом помогли накладные усики и очки в массивной оправе, а второй — бесформенные вышедшие из моды наряды, хранящиеся в самых отдаленных уголках «Мосфильма», мальчишеские туфли 36-го размера и очки в массивной оправе, которые откуда-то откопал оператор.

  • Внешне героиня Алисы Фрейндлих, Любовь Прокофьевна Калугина, не сильно тянула на начальницу учреждения, но выдавали ее другие примечательные детали. К примеру, квартира в элитном доме, на одной из стен которой висела репродукция картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске» (1918 г.).

  • Или же редкая и дорогостоящая по тем временам вещь — венгерский компьютер с выдвижной клавиатурой Videoton-340. На съемочную площадку его ежедневно доставлял сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно. А все потому, что стоил он 440 тыс. руб., то есть как внушительный автопарк жигулей.

  • Однако в фильме был подчеркнут социальный статус не только «сухаря в юбке», но и остальных персонажей. Для этого Рязанов разбросал своих героев по столице. Начальство в лице Калугиной и Самохвалова проживало в центре. Новосельцев с детьми и секретарша Верочка ехали на работу из районов метро «Новослободская» и «Чертаново», а Оля Рыжова добиралась на электричках ярославского направления.

  • В киноверсии пьесы «Сослуживцы» один из ключевых персонажей претерпел серьезные изменения. Речь идет о секретарше Верочке, которая по изначальной задумке была молодой длинноногой красавицей. В фильме эта роль была переписана под миниатюрную Лию Ахеджакову.
Читать еще:  Обычаи, приметы и обряды на новый год. Новогодние приметы и ритуалы

  • Еще одна примечательная деталь — режиссер позволил актерам свободно импровизировать во время съемок, от этого почти все диалоги получились такими живыми. Однако это также привело к тому, что отснятого материала оказалось гораздо больше, чем нужно для двух серий. Рязанову во время монтажа пришлось избавляться от целых эпизодов и даже ролей.
  • Так, к примеру, из картины почти полностью исчез тот самый муж секретарши Верочки, с которым она все время ругается. Он тоже был сотрудником этого учреждения, и играл его Александр Фатюшин. Актер по состоянию здоровья не смог продолжить участие в съемках картины, в итоге его сюжетная линия была вырезана. Осталось лишь несколько ничего не значащих кадров с его участием. Например, в самом начале фильма Верочка обменивается со своим мужем недобрыми взглядами, видимо, после утренней ссоры.

  • А вот эмоциональную сцену, где Новосельцев дает пощечину Самохвалову, вырезать не стали. Тем более что далась она тяжело: Мягков никак не мог залепить убедительную оплеуху Басилашвили, несмотря на его уговоры не стесняться. В конце концов разозленный сам на себя Мягков нанес удар сильнее, чем рассчитывал. Этот дубль и вошел в финальный вариант фильма.

  • Не обошлось в «Служебном романе» и без киноляпов. К примеру, зоркие зрители могли заметить, что часы в кабинете Мымры всегда показывают одно и то же время — 09:30. А цветы, подаренные Новосельцевым, сначала стоят в кабинете у Калугиной, затем появляются у нее дома, а на следующее утро снова стоят у нее на рабочем столе в офисе.

  • А еще более внимательные киноманы могли заметить, что конь с крыльями, которого так героически тащил Новосельцев, уже мелькал в другом советском киношедевре — ленте Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».

  • А статую мраморной красавицы, примостившуюся возле большой лестницы учреждения в «Служебном романе», через 7 лет можно было наблюдать в другой картине — фильме Марка Захарова «Формула любви». Ныне она украшает особняк на Воронцовом поле.

  • Музыку к картине Рязанова написал советский кинокомпозитор Андрей Петров. Он же придумал мелодию песни «У природы нет плохой погоды. ». Режиссер долгое время скрывал, что стихи для нее написал он сам. Сделать ему это пришлось для того, чтобы не ставить Петрова в неудобное положение, если ему совсем не понравятся строки. Рязанов сказал ему, что автор стихов — английский поэт Уильям Блейк.
  • В отличие от многих других рязановских фильмов, актеры, играющие главные роли в картине, сами исполняют все песни.

  • Когда у Эльдара Рязанова спросили, что же такого особенного в этой картине, что зрители готовы пересматривать ее из раза в раз, режиссер пожал плечами и ответил:

«Знаете, может быть, все это оттого, что я тогда был безумно влюблен. И эту свою влюбленность каким-то образом транслировал не только актерам, но и всей съемочной группе, поскольку снимали мы в какой-то удивительно теплой атмосфере доверия, доброжелательности и веры в чудо».

А что, на ваш взгляд, делает эту кинокомедию особенной?

8 интересных фактов о фильме «Служебный роман»

Фильм «Служебный роман» — экранизация пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы». Она была написана в 1971 году и тогда же поставлена сразу в двух театрах — ленинградском Театре комедии и московском театре им. Маяковского. В ленинградской версии главные роли играли Пётр Вельяминов и Ольга Волкова, на столичной сцене Калугиной и Новосельцевым были Галина Анисимова и Борис Левинсон. В 1973 году вышел двухсерийный фильм-спектакль, который не получил зрительского отклика, и авторы пьесы решили написать сценарий к собственной экранизации. Рабочее название фильма было «Сказка о руководящей Золушке».

Читать еще:  Магия камней. Магическая сила камней, их характеристика и свойства

Эльдар Рязанов очень давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих, пробовал её на роли в «Гусарской балладе» и «Зигзаге удачи», но по разным причинам сотрудничество не получалось. В «Служебный роман» Алису Фрейндлих и других исполнителей главных ролей — Андрея Мягкова, Светлану Немоляеву, Лию Ахеджакову, Олега Басилашвили и Людмилу Иванову — утвердили без проб. Режиссёр был абсолютно уверен в актёрах, а руководство киностудии было уверено в режиссёре и позволило ему работать так, как он считает нужным.

Над образами Людмилы Прокофьевны и Анатолия Ефремовича работали всей съёмочной группой. Для Калугиной из костюмерной «Мосфильма» принесли самые бесформенные вышедшие из моды наряды, «гунявые», как их называла сама Алиса Фрейндлих. Оператор принес старые отцовские очки в грубой оправе, и получилась знаменитая «мымра». Андрея Мягкова, которого зритель запомнил как романтика Женю Лукашина, надо было превратить в «канцелярскую крысу», неказистого сотрудника. Помогли опять-таки очки в массивной оправе, за которыми глаза казались больше и растеряннее, и накладные усики.

Музыку к фильму написал известный советский кинокомпозитор Андрей Петров. Он же придумал мелодию к песне «У природы нет плохой погоды…», которую принес ему Эльдар Рязанов. Композитору он сказал, что автор стихов — английский поэт Уильям Блэйк, а на самом деле её написал сам режиссёр и долго скрывал этот факт. Все песни в фильме исполняют Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.

Статистическое учреждение, где работали главные герои, снимали в трех разных местах Москвы. Фасад дома — это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком мосту, кабинет Калугиной имел выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскреба» в Большом Гнездниковском переулке, а кабинеты со всей обстановкой были построены в павильонах «Мосфильма». В одном здании с безымянным статистическим учреждением работали такие организации, как «НИИ Чего», «Мосрыбстрой», «Главкость», «Комитет по делам угля» и «Специзолятор при МЗСТУФХЦ». Соответствующие таблички можно увидеть у дверей здания.

В кабинете у Людмилы Прокофьевны стоит редкая и дорогая по тем временам вещь — венгерский компьютер Videoton-340. Его ежедневно привозил на съёмочную площадку сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно. Стоил такой компьютер 440 000 рублей.

В нескольких эпизодах мельком можно увидеть популярного актёра Александра Фатюшина. По сценарию у него была заметная роль — он тоже был сотрудником этого учреждения и заодно мужем модницы Верочки, и все свои споры они вели не по телефону, а прямо в кабинете. Было снято уже много сцен, когда Фатюшин получил травму глаза и не мог больше работать. Его персонаж вырезали из фильма и «переселили» в телефонную трубку, но даже разговаривал по телефону с Верочкой уже не Фатюшин, а Олег Басилашвили.

Фильм «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьера номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года. Сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и оператор Владимир Нахабцев были удостоены Государственной премии РСФСР. Фильм был популярен и за границей, особенно его полюбили в Китае. В китайских вузах «Служебный роман» входит в программу для студентов, изучающих русский язык, а в пекинском театре «Бао-ли» по мотивам фильма поставили спектакль.

Источники:

http://www.culture.ru/movies/2608/sluzhebnyi-roman
http://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/18-faktov-o-legendarnoj-komedii-sluzhebnyj-roman-posle-kotoryh-vam-zahochetsya-srochno-ee-peresmotret-2191015/
http://www.domkino.tv/news/9910

Ссылка на основную публикацию