Согласно народным поверьям, в день ивана купалы нельзя спать, купаться и просить. Не было в Древней Руси никакого «Купалы

Согласно народным поверьям, в День Ивана Купалы нельзя спать, купаться и просить

Православная церковь ежегодно 7 июля отмечает Рождество святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В народе данный праздник называется Ивана Купала. Традиции его празднования передавались от одного поколения к другому сотнями лет. В ночь с 6 на 7 июля, верящие в приметы люди, поддерживают проведение различных обрядов этого праздника. Еще в народе эту пору называют ночью чудес. Кроме выполнения всех традиционных действий в ночь на Ивана Купала, также существует ряд мероприятий, которые нежелательно либо противопоказано выполнять накануне и в момент праздника.

Легенды и обычаи праздника Ивана Купалы

Существует множество легенд и верований об этом дне. По древнему поверью, в ночь перед праздником все животные и растения имеют удивительную способность разговаривать между собой. Считалось, что ночью природа достигает наивысшего расцвета, поэтому Ивана Купала – это лучшее время для сбора целебных трав и корней.

Со времен язычества в народе рассказывают, что ровно в полночь на несколько мгновений расцветает папоротник, осыпая все вокруг золотистой пылью. Не всем дано увидеть это чудо. Хотя ученые давно установили, что папоротник никогда не цветет, а размножается, выстрелив созревшими спорами из своих миниатюрных мешочков под «пальмовым» листьями.

Главная особенность купальской ночи – очищающий костер. Вокруг него танцуют, через него прыгают: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Ранее через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни.

Ивана Купала – это праздник летнего солнцестояния, когда день начинает уменьшаться, а ночь – увеличиваться. Девушки 7 июля плели венки, а затем пускали их в воду, чтобы узнать о своей судьбе. Если венок плыл ровно, это означало, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте – пока что нет, а вот если тонул – останется одна.

Еще, кроме венков, также делали чучела главных персонажей торжественных действ – Купала и Марены. Вокруг них девушки, взявшись за руки, пели песни.

История возникновения праздника Ивана Купалы

Летний народный праздник Ивана Купала берет свои истоки из язычества. Считается, что происхождением праздника Ивана Купала люди обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Россию. Хотя в настоящее время во многих странах праздник Ивана Купалы является как церковным праздником, так и общенациональным.

В старину, еще до прихода христианства, люди, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства, люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а наоборот приурочили этот день, ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. Но по новому стилю календаря, день Иоанна Крестителя приходится на 7 июля.

Пройдя ряд изменений через много лет, праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое приходится изначально на летнее солнцестояние. Само происхождение праздника Ивана Купала неизвестно до сих пор, известно, что праздник имеет народное происхождение. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния. Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы, символизировали с днем Иоанна Крестителя.

Народные придания на Ивана Купалу

В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от посягательств ведьм крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, с которой животные уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей. В Купальную ночь также народ искал муравейники и собирал муравьиное масло. По преданию в эту ночь оно наделялось большими целительными свойствами.

Сорванные в ночь с 6 на 7 июля цветы Иван-да-Марья необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок Иван-да-Марья — это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это. Их превратили в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, именно это и спугнет воров.

В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Нежелательные действия в праздник Ивана Купалы

Связаны эти запреты, прежде всего, с необходимостью защититься от злых сил. Ведь согласно поверью, в эту ночь устраивают шабаш ведьмы, русалки, водяные, лешие и черти. Чтобы не попасть под влияние всей этой нечисти, ни в коем случае нельзя спать. Уберечься от злых сил предкам помогали осиновые ветви и полынь. Считалось, что они имеют магические свойства. Поэтому их раскладывали в доме по углам, составляли из них букеты и вплетали такую зелень в венки.

Ну, а поскольку на Купалу полагалось бодрствовать, все отправлялись на праздник, который обычно устраивался ночью на берегу водоема. Более того, такое гулянье нельзя было пропустить. Ведь люди могли подумать, что не пришедший связался с нечистой силой, выбрал другую сторону и пляшет где-то на лесной поляне с ведьмами да русалками.

Главный атрибут праздника — установленное на берегу деревце (как правило, верба), украшенное лентами и цветами. Называлось оно Купала, или Марена. Вокруг него с песнями водили хороводы, устраивали веселые игры. Участвовали в них только незамужние девушки. А парни и люди семейные лишь наблюдали за действом со стороны. В конце праздника Марену отдавали молодым людям на «растерзание». Ее разрывали на кусочки и топили в речке. В этот момент ни в коем случае нельзя было заходить в воду, чтобы злые силы не навредили.

В старину не разрешалось купаться в водоемах до Иванова дня. Ну, а с восходом солнца и наступлением праздника Рождества Иоанна Крестителя, запрет снимался. Более того, считалось, что вода приобретает особую силу и излечивает от всех болезней, очищает душу.

Читать еще:  Кормление по требованию: необходимость или мода? Правила успешного налаживания грудного вскармливания. Когда нельзя кормить грудным молоком

Запреты, связанные с костром в ночь с 6 на 7 июля

Ни одна праздничная ночь не обходилась без купальского костра. Разжигать его молодежи не позволяли. Этим занимались пожилые мужчины. На парней, правда, возлагалась обязанность собрать хворост, а также старые вещи, которые нужно бросить в огонь. В поисках ребята обходили все село. Просить в эту ночь ничего нельзя, но люди заранее складывали возле домов всякий хлам: рассохшиеся бочки, старые корыта, порванные корзинки.

Как только пламя поднималось, начинался еще один важный обряд. Каждый должен был найти себе пару и перепрыгнуть через костер. И снова люди внимательно следили за теми, кто отказался участвовать в таком действе или даже не решается подойти к купальскому костру. Считалось, что этот человек связан со злыми силами. Женщин так попросту называли ведьмами.

Существовало еще несколько запретов. Так, чтобы в семье всегда был достаток, в Иванов день нельзя было что-либо продавать или одалживать. Все дела откладывали на потом. Увидев в этот день на дороге потерянную или брошенную кем-то вещь, человек ни в коем случае не поднимал находку, чтобы, опять же, не попасть под власть нечистой силы.

Народные традиции и приметы на день Ивана Купалы

В середине лета, 7 июля празднуют день Ивана Купалы. Обычай отмечать период летнего солнцестояния сохранился с древнейших времён и имееет в славянской культуре много примет и поверий. Народные гулянья, прославляющие солнце, расцвет жизни и любовь, совпадают с важным православным событием — Рождеством Иоанна Предтечи.

Традиции и поверья на день Купалы

Яркие обряды этого празднества, наполненного весельем, мистикой и красочными атрибутами, сохраняются и в наши дни.

Один из магических обрядов — девичьи гадания с купальской травой, сплетённой в венок

Немного истории

Для славян праздник Купалы — один из самых важных. В древности купальские празднества посвящались языческому могучему Богу Летнего Солнца Купале и проводились во время летнего солнцестояния.

Купала — Бог могучего Летнего Солнца, в честь которого совершались купальские праздники

С этого дня светило постепенно угасало, поворачивая на зиму: день шёл на убыль, ночи становились длиннее. С установлением православного календаря языческий праздник стали называть днём Ивана Купалы или Ивановым днём и отмечать 7 июля (по старому стилю 24.07.) — в Рождество Иоанна Крестителя.

Традиции праздника

Приход Купалы связывали с огнём, символизирующим горячее летнее солнышко, и живительной влагой. И сейчас огонь и вода являются главными символами праздника.

Традиции праздника летнего солнцестояния сохранились и поныне

Основные праздничные обряды проводили с 6 на 7 июля. Никто не спал: верили, что в колдовскую купальскую ночь звери могут разговаривать между собой, деревья — переходить с места на место, а растения приобретают волшебную силу: сорванные до выпадения росы заветные травушки и лечат, и оберегают от бед, и помогают в ворожбе.

Собирают травы перед купальской ночью и утром после неё, до восхода солнца, когда роса еще не коснулась их

Вечером вблизи водоёмов зажигали костры, накрывали столы с трапезой.

Купальский костёр делали высоким

Пели песни, водили хороводы вокруг огня, перепрыгивали через него — считали: если не коснёшься пламени — ждёт счастливая судьба.

Молодёжь веселилась на празднике, пела песни, водила хороводы вокруг костра

Девушки и юноши прыгали парами, и если удавалось не разомкнуть руки — значит, скоро свадьба.

Если парень и девушка перескакивали через костёр взявшись за руки и не разняли их, то вскоре они поженятся и семья их будет счастливой

Разгоревшиеся в кострах деревянные колёса или бочки несли на шестах или катили с гор к воде, что символизировало солнцеворот.

Чтобы помочь воссоединению огня и воды, поджигают деревянное колесо и скатывают его с пригорка в реку

Непременным атрибутом праздничного гулянья было купание. Считалось, что вода в эту ночь становилась волшебной: исцеляла, очищала от зла и наделяла крепким здоровьем. Существовало поверье, что с Иванова дня до Ильи (3 августа) вся водяная нечисть покидает реки, озёра, поэтому в них можно купаться.

Празднование Ивана Купалы обязательно сопровождалось очищением водой

До захода солнца девушкам нужно было успеть собрать полевые цветы, травы и сплести из них венки.

В венок собирали не менее 12 трав и цветов

Как только солнце скрывалось за горизонтом, цветочные венки пускали по течению и загадывали желание. Если венок распутался — желание не сбудется, поплыл — суженый где-то рядом, а если утонул — замужества не будет.

«Свадьба огня и воды» — так называли обряд, когда девушка пускала по воде сплетённый из цветов венок с горящей свечой

Смельчаки отправлялись в лес на поиски папоротника. Ведь по поверьям он зацветает раз в год — в купальскую ночь на короткое время, и кто успеет сорвать ярко-красный цветок, тому открыты все клады.

Тому, кто успеет сорвать цветок папоротника, становятся подвластны все клады

До утра не смолкало веселье. На рассвете умывались росой и срывали лечебные травы, запасаясь на целый год.

Приметы на праздник Купалы

Магическая окраска праздника породила немало примет:

Сильная роса на Ивана — уродятся огурцы, звёздная ночь — к обилию грибов.

Обильная утренняя роса — значит, огурцов будет много

Дождливая погода до Ивана — к урожаю хлеба.

Гроза на Купалу — орехов будет мало и они будут пустые.

Гроза на Купалу сулила неурожай орехов

Если успеть до восхода солнца в Иванов день накосить травы — будет хорошее сено для скота, а в семье достаток.

Лучшее время для покоса — раннее утро: в растениях сохраняется большое количество питательных веществ

Рожь до Ивана не заколосилась — на плохой урожай.

Народные поверья

Многие купальские поверья связаны с растениями:

    Травой, скошенной накануне Иванова дня, кормили для исцеления заболевшую скотину, а в качестве защитного оберега к потолку хлева подвешивали веточки рябины.

Заболевшее домашнее животное лечили травой, собранной на Купалу

В купальскую ночь принято собирать цветы иван-да марья — в это время они набирают невиданную силу

Видео: приметы и обычаи Ивана Купалы

Что можно, а чего нельзя делать в праздник

Перед приходом Купалы с утра начинали наводить порядок в доме, чистили колодцы, мыли кадушки для теста.

После обеда женщины отправлялись в лес и с пенями собирали лечебные растения. Говорили: «Иванов день пришёл, траву собирать пошёл». Заготавливали также берёзовые веники — верили, что собранные в это время они приобретают способность исцелять.

На Купалье заготавливали берёзовые веники

На день Ивана Купалы не запрещались домашние работы, но лучше провести их накануне праздника, а 7 июля отдыхать, наслаждаться летним теплом и собирать душистые травы.

Считали, что в Купальскую ночь растения набираются от земли неведомой силой, потому и старались сделать запасы целебных трав, чтобы зимой заваривать ароматный чай, лечиться травяными отварами.

Купальские цветы и травы имели особую целебную силу

Крестьяне в это время начинали большой покос.

Не запрещалось в этот день также работать в саду и на огороде — собирать ягоды, рыхлить гряды. Говаривали: «От такой работы и душа радуется, и тело бодрится». Прополкой занимались лишь в том случае, если сорняки шли в компостную кучу или закладывались на брожение в бочки для подкормки растений.

Читать еще:  Можно ли утеплить осеннее пальто. Секреты утепления пальто

Пожилые люди отправлялись в этот день в баню, чтобы хорошенько попариться с веничком из целебных трав, которые помогут избавиться от болезней и даже омолодиться.

В праздник топили баню и парились, очищая тело и укрепляя дух

А бездетные супруги несли гостинцы сиротам, ведь по преданию именно в этот праздник можно вымолить у Бога ребёночка.

Существуют и запреты на этот день:

  • В купальскую ночь нельзя было спать, поскольку лесная нечисть охотится на спящих.

Увидит леший в купальскую ночь спящего — и отправит его в непроходимую чащу или болото

В праздник Купалы детей советовали не пускать в воду

Традиции древнего праздника Ивана Купалы до сих пор сохранились в народе. Волшебная купальская ночь, проведённая на природе среди ароматных трав, у чистой воды и яркого огня, наполненная атмосферой любви, молодости и цветения, одаривает человека неиссякаемой силой и здоровьем на весь год.

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Праздник Иван Купала. Поверья, народные приметы, обряды

Ночь с 6 на 7 июля наши предки считали волшебной. В наступивший день они отмечали древний праздник Ивана Купалы. Как известно, славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам,

одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.

Согласно легенде, разлученный в раннем детстве со своей родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.

Закончилась эта история трагически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.

Отсюда и эротический характер праздника. В этот день допускалась относительная свобода интимных отношений. Считалось, что, пройдя через них, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особые отвары трав, действовавшие как современная виагра.

По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

«Подготовка к празднику была полна магических действ. Рано утром женщины черпали росу. Для этого брали чистую скатерть, простыню и какую-либо посудину. На лугу скатерть катали по росе и затем отжимали в емкость. В купальской росе также омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болесть, а также, чтобы с лица исчезли угри и прыщи.»

Иногда купальскую росу использовали в доме — ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни и не водились клопы.

Купальская роса использовалась и при болезнях глаз. Нужно было только, чтобы страдающий глазами сам умылся ею.

Помимо росы в этот день целебна всякая вода — речная, колодезная, ключевая и даже из-под крана. А также масло, которое собирали на муравейниках.

На празднике люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, а старики добывали из деревьев живой огонь и разжигали костры из жертвенных трав. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Парни и девушки всю ночь и весь день веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки: кто удачнее и выше, тот и счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Перепрыгивали и через крапивные кусты, чтобы очиститься от скверны. Над кострами матери сжигали сорочки больных детей, полагая, что от этого болезни уйдут.

Ночь желаний

В магический костер было принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался следующим образом: брали, например, носовой платок, подносили его к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и трижды шепотом произносили те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели сжечь в огне купальской ночи. После этого прыгали через костер и сразу бросались в воду.

Девушки опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким образом на любовь. Если венок тут же тонул — милый разлюбил, и выйти замуж за него не удастся. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если тут же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.

Одинокие девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны были трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считалось, что пока нагая красавица «нарезает» круги, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю свою жизнь.

Существовал также обычай в этот день париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.

Ночью купались в росе, а днем в реках, обливали водой каждого встречного, плясали вокруг украшенного дерева, которое величали «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула.

Несмотря на то что купание в реке считалось обязательным, на Купалу оно было опасным, так как именинником в этот день был сам водяной, который терпеть не может, когда на его именины в воду лезут люди. Поэтому и мстит им, топит всякого неосторожного.

«Если у вас есть заветное желание – 7 июля оно вполне может исполнится. Нужно только в этот день двенадцать огородов (заборов) перелезть.»

В ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник.

До сих пор многие верят, что папоротник расцветает чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи разрывается с треском и появляется огненно-яркий цветок, на который даже смотреть больно. Если его в этот момент не сорвать, им тут же завладеет нечистая сила, незримо присутствующая рядом.

Проделки нечистой силы

В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу и изо всех сил стараются причинить всевозможный вред людям и животным.

Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и поэтому в это время делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

Для предохранения себя от нечистой силы кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое деревце, вырванное с корнем.

У ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом прошлогоднего купальского костра. Обрызгав себя ею, ведьма теряет вес и может преспокойно лететь на шабаш на Лысую гору. Либо на помеле, либо на лошади. Поэтому лошадей на Купалу тщательно запирали в конюшне, так как обратно они с шабаша уже не возвращались.

В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё сельское население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Читать еще:  Как избавиться от комплексов по поводу своей внешности. Как скрыть недостатки ног

Солнце в этот день действует с особенной живительной силой. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня – 12 июля, который рассматривали как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь шла на горку, где всю ночь гуляла, жгла костры и ждала солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

По поверью, родившиеся на Ивана Купалу чрезвычайно влюбчивы и всю жизнь ищут свой идеал.

Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала – народное название церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи, Иоана Крестителя.
7 июля (24-е по старому стилю) – период летнего солнцеворота. Говорят, в этот день природа пребывает в самом соку, на вершине своих сил.

На языческой Руси в это время чествовалось божество земных плодов – Купала. Его представляли в виде красивого и веселого юноши с большим венком из трав и ярких цветов на голове, держащего в руках летние дары природы. В благодарность за щедрость Купале приносили жертвы – сжигали на кострах травы, а кроме того, водили хороводы, распевали славящие божество песни.

С приходом христианства в празднование Купалы вплелись традиции отмечаемого в это же время церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи, по библейским сказаниям крестившего простой люд в водах реки Иордан, в народном сознании постепенно слился с образом божества Купалы, и его именем крестьяне прозвали святого Иоанна. А к языческим огненным обычаям присоединились обряды, связанные с водой, напоминающие о крещении как омовении в реке, по созвучию со словом «купать».

Огонь.

Как отголосок язычества в ночь на Ивана Купалу в деревнях разводили костры. Добывать живой огонь с помощью трения друг о друга сухих веток позволялось самому старшему и уважаемому мужчине из поселения или же самому красивому и удалому парню. Вокруг купальских костров всей деревней водили хороводы, пели песни. Не выйти на гуляние в эту ночь было дурной приметой.

Люди верили, что огонь в ночь на Ивана Купалу обладает очистительными свойствами. Поэтому все – от мала до велика – прыгали через костры, чтобы в пламени сгорело все плохое. Примечали: чем выше пролетишь над пламенем, тем будешь удачливее и здоровее. Матери сжигали на купальском огне одежду больных детей. Влюбленные перелетали через костер, держась за руки: если не расцепятся, будут жить вместе долго и счастливо. Считалось также, что, преодолевая огненную преграду, люди символично приносят себя в жертву божеству земных плодов.

Купальский огонь старались развести как можно выше, «чтобы искры долетали до неба»: на пригорке, холме, чаще возле реки. Крестьяне считали, что чем дальше он будет виден, тем лучше. На стол или расстеленную на земле скатерть выставляли собранную вскладчину закуску и выпивку.
В некоторых местностях люди поджигали закрепленное посреди костра на шесте колесо. Такой горящий круг, как и сам огонь, символизировал солнце.

Огонь в купальскую ночь играл важную роль – как олицетворение все того же светила. В старину верили, что солнце на Ивана Купалу выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Оно пляшет, играет на небе, рассыпая огненные звезды. Полагали также, что в это время Солнце играет свадьбу со светоносной красной девицей Зарей-зарницей. Обязательный обряд этой солнечной свадьбы – купание светила в водах.

. и вода

Языческие легенды о купании Солнца, евангельское крещение водой Иоанном Крестителем, называемым в Священном Писании предтечей Солнца (Христа), созвучие Купалы с «купать», почитание воды как стихии, без которой нет плодородия, легли в основу водных обрядов в ночь на Ивана Купалу и на сам купальский день.
Так же как и огонь, вода, по народным поверьям, в купальскую ночь обладала особыми свойствами. Крестьяне после гуляний у костра перемещались к открытым водоемам. Верили, что если искупаться до рассвета Иванова дня, весь год будешь здоровым, смоешь с себя сглаз и порчу. В языческие времена люди считали, что, купаясь, приносят своеобразную жертву божеству.

Как и на Крещение, вода во всех источниках в купальскую полночь становилась целебной.
Целебными свойствами наделялась и роса, утром покрывшая траву. На заре Ивана Купалы хозяйки выходили «черпать росу». Расстилали на влажной луговой траве чистые скатерти, а после выжимали впитавшуюся в них росу в кадушки. Ею умывались и для красы лица, и чтобы прогнать всякую «болесть», кропили стены домов и кровати, изгоняя тем самым нечистую силу.

Земля и травы

Свои соки и силу земля, вместе с солнцем и водой, передавала не только людям, но и растениям.
В ивановскую ночь крестьяне украшали себя венками, опоясывались травами. Многие отправлялись в лес или поле за лекарственными «зелиями» и «корениями», обладающими в это время наибольшей силой. Знатоками в этом деле были знахари. Они ведали, где какую травку взять, какие слова при этом прошептать.

Самые отважные отправлялись на поиски цветущего только в эту ночь папоротника. Верили, что сорвавшему и уберегшему его до первых петухов от манящей или пугающей нечистой силы, откроются все клады, помыслы людские и девичьи сердца.

Разгул нечисти

Купальская ночь считалась одной из самых страшных и таинственных в году. Верили, что в это время стираются границы между человеческим и потусторонним мирами. В эту ночь растения и животные разговаривали между собой, и люди могли слышать их голоса. А деревья якобы переходили с места на место.

Крестьяне говорили, что ведьмы, колдуны и прочая нечисть в ночь на Ивана Купалу собираются на шабаш. А та ведьма, которая почему-то не полетела на Лысую гору, попытается навредить людям: посевы потоптать-повыдергивать, молоко у коров увести, наслать неприятности в дом. Чтобы оградить себя и свое хозяйство от проделок нечистой силы, деревенские жители рассыпали пепел от купальского огня по полям, рисовали головешками кресты на окнах и дверях, вставляли в стены домов купальские травы.

Снятие запретов

Одной из особенностей купальской ночи было снятие запретов. После совместного купания холостые парни и девушки, молодые семейные мужчины и женщины уединялись в ближайших лесах и рощах вовсе не со своей второй половинкой.

По словам игумена Псковского Елизарьева монастыря Памфила, это было «мужем и отрокам великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девами растление». Девушек, забеременевших и родивших после этого праздника, охотно брали в жены. Замужних же из дому не выгоняли, так как стать отцом, пусть и неродного ребенка, родившегося после ночи на Ивана Купалу, было почетным.

В ночь на Ивана Купалу природа находилась на вершине своего расцвета. Люди так же, как и она, старались жить полной жизнью, соединиться со стихиями, взять у матушки-природы как можно больше и как можно лучше отблагодарить ее.

Источники:

http://www.1rre.ru/134343-v-den-ivana-kupaly-nelzya-mnogoe-delat-soglasno-narodnym-poveryam.html
http://dacha.help/derevya-i-kustarniki/ivan-kupala-narodnye-primety-i-poverya
http://sotok.net/russkij-mir/3522-prazdnik-ivana-kupaly-poverya-primety-obryady.html

Ссылка на основную публикацию