Тема: «волшебный воздух» конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе. Конспект нод по экспериментированию в старше — подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе по теме «Воздух»

Ольга Чурсина
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе по теме «Воздух»

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, его ролью в жизни человека; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.

2. Развивать познавательную активность, мышление.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материалы и оборудование: Стакан с водой,трубочка для коктейля, пакет,веера,ватный шарик, альбомный лист, палитра, гуашь, кисточка, салфетки. Аудиозаписи. Апельсин.

Наблюдение за ветром. Проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, чтение сказок, стихов. Знакомство с профессией водолаз. Изготовление веера.

Словарные слова: Исследователи, лаборатория, пространство.

Ход занятия:

Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка песни «Улыбка» в исполнении ансамбля «Мелодия»).

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется!

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется…

-Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки, и хорошее настроение не покинет больше вас.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем! (Воздух)

-Конечно, это воздух. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека.

Воспитатель: А что такое воздух? (Это то, чем дышат люди и всё живое)

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Ответы детей – нет, не видим).

Воспитатель: Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.

Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим. Скажите, воздух нам нужен? (Ответы детей)

Воспитатель: А кому еще нужен воздух? (Животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим.

(Звучит оркестровая композиция Д. Эллингтона «Караван»)

ОПЫТ 1. Воздух не видим. Обнаружение воздуха при помощи пакета.

Воспитатель: Ребята, вы фокусы любите? (Обращается ко всем)

-Что у меня в руках? (Пакет)

-В нем что-нибудь лежит? (Дети высказывают свои предположения)

(Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет). Музыка звучит громче, и воспитатель показывает «фокус» с пакетом.

— показывает со всех сторон,

— складывает в несколько раз,

-взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет.

Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (Дает потрогать детям надутый пакет)

Воспитатель: Почему пакет стал похож на подушку? (Подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух)

Воспитатель: В пакете воздух, он занял там все пространство и стал похож на подушку.

Воспитатель: Я сейчас проткну пакет острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).

Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. Что вы чувствовали? (Дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).

Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. А вы его видели? (Нет) Какой вывод можно сделать? Воздух можно увидеть? А почему?

(Воздух нельзя увидеть он прозрачный,но можно его почувствовать).

-Итак, воздух — невидимка. Воздух мы не видим, он прозрачный (Просит повторить 2-3 человека)

-Это свойство воздуха мы доказали.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию «Почемучка». Здесь мы с вами будем исследователями, узнаем много интересного. Проходите. (Сели) Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

ОПЫТ 2. Воздух движет предметы

-А как, мы ещё можем почувствовать воздух? Посмотрите, может в нашей лаборатории есть такой предмет (Веер) Правильно. Для того, чтобы почувствовать воздух, нам понадобится веер. Возьмите веер в руки. А теперь помашем веером на себя. Положите веер на место. Что вы чувствовали? (Ветер) Правильно, ветерок. А ветер – это и есть движение воздуха.

-А какой бывает ветер? (Сильный, слабый, тёплый, холодный)

-А как мы ещё можем сделать ветер? (Надо подуть)

-Сейчас мы будем сами создавать ветер.

-Предлагаю вам поиграть в «воздушный футбол»

-Сначала я вам расскажу, как мы будем играть, а вы послушаете.

(Показываю шарик) Нужно взять ватный шарик.

Представьте, что это футбольный мяч. Стульчик надо немного отодвинуть от стола, положить мяч на край стола, руки вытянуть вперёд и сделать ворота. По моей команде вы начнёте игру, будете потихонечку дуть на шарик и загонять его в ворота. Всем понятно? Итак, начали…

(Дети слегка дуют)

Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Переполох.

Воспитатель: У всех получилось? Вы просто настоящие футболисты! Как вам удавалось так ловко играть с ватным шариком? Почему он двигался? (Дети говорят, что они дули на шарик).

Значит, воздух помог нам играть, он двигал шарик. Ребята, а что может двигать ветер на улице?

(листья, песок, ветки деревьев)

-Таким образом мы с вами доказали ещё одно свойство воздуха: Воздух движет предметы.

-Отложите шарик в сторону.

ОПЫТ 3: Воздух не имеет запаха

-Дети, а воздух имеет запах?

-А я вам докажу, что у воздуха нет запаха!

-Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? Вдохните глубоко, выдохните. Что вы почувствовали? (Ничего)

-Пахнет чем-нибудь воздух?

-Закройте глаза. Не открываем и не подглядываем.

(Воспитатель мнёт корочку апельсина.)

-А сейчас откройте глаза и скажите, почувствовали ли вы какой-нибудь запах?

-Правильно. Сам воздух запаха не имеет, но имеет способность переносить другие запахи.

-В каждом помещении пахнет по – разному. Вот, например, в аптеке чем пахнет? (лекарством, в парикмахерской-лаком для волос, на кухне разные запахи. А воздух не имеет запаха.

(Просит повторить 2-3 человека)

Воспитатель: Это свойство воздуха доказано.

ОПЫТ 4. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля

— А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас? (Ответы).

-А давайте проверим! Я предлагаю поиграть в игру «Водолаз» (Физкультминутка) Встали в круг. Послушайте правила игры.

-Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой.

Для этого нужно предварительно «подготовить» организм к «погружению» .Раз -делаем вдох, два- выдох, три- вдох, крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, затем приседаем – «погружаемся», и сидим на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплывают» — встают.) Итак, начинаем. Раз,два,три.

Читать еще:  Условный рефлекс - что это такое и можно ли его выработать? Формирование условных рефлексов

(Дети играют) Звучит аудиозапись «Шум воды и крики чаек»

Воспитатель: Всё, я не могу. Голова закружилась.

-Как вы себя чувствовали?

-Чего вам не хватало, когда вы сидели? (Воздуха)

-Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Значит, воздух есть внутри нас.

-Давайте вернёмся в нашу лабораторию.

-Сейчас мы проведём ещё один опыт.

-Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля.

-А теперь опустите трубочку в стакан и потихонечку подуйте в нее.

(Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь» Детский смех)

-Как здорово у вас получается!

-Ой, ребята, что это происходит с водой?

-Вода в стаканах просто бурлит!

-Что вы видите? (Пузырьки)

-А что это за пузырьки? Как они там оказались?

-В стакане же только вода была (Ответы).

-Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.

-Мы доказали, что воздух есть внутри нас. (Просит повторить 2-3 человека)

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать!

-Хотите попробовать? Сначала посмотрите как. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите кисточкой каплю краски и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. Ой, кажется, у меня получился маленький цыплёнок. Давайте посмотрим что получится у вас.

(Если дети затрудняются, помочь им).

Звучит аудиозапись «Финал» из к/ф «Усатый нянь»

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились, украсим ими нашу группу!

Воспитатель: Весело провели время.

-Итак, подведём итог:

-Что мы узнали о воздухе? (Воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри и передвигать предметы, без него нельзя дышать).

-Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях.

-Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем одеваться на улицу, возьмем с собой вертушки и будем играть.

Конспект НОД по экспериментированию «А мы опыт проведём-в мир бумаги попадём!» и «Воздух-волшебник» (старшая группа) Конспект НОД по экспериментированию «А мы опыт проведём – в мир бумаги попадём!» и «Воздух — волшебник» (старшая группа) Цель: закреплять.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии исследовательской деятельности по теме «Воздух это жизнь». Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с.

Конспект по экспериментированию в ДОУ. Старший дошкольный возраст. «Воздух» Цель: 1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого; развивать логическое мышление, речь. 2. Закрепить.

Конспект проведения организационной деятельности по теме «Воздух. Его свойства» в старшей группе Конспект проведения организационной деятельности по теме «Воздух. Его свойства» в старшей группе воспитателя Женобиловой Олеси Викторовны.

Конспект занятия по теме «Волшебный воздух» (для средней группы) Конспект занятия по теме «Волшебный воздух» (для средней группы) Цель: расширять знания о воздухе, развивать познавательную активность в.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Откуда берется мука?» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Образовательные задачи: Расширять и уточнять знания детей.

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.) 2.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Воздух» Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Воздух». Цель: Дети в процессе экспериментальной.

Тематический план работы на неделю по теме «Воздух — невидимка» для подготовительной группы Понедельник: • Круг общения: «Что мы знаем о воздухе?»; понятие «воздух», его свойства и роль в жизни человека, животных, растений. • Игра.

«Волшебный воздух» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: «Волшебный воздух» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Выполнила: Кузнецова О.С.

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка).

Действующие лица: Воспитатель (В) , дети (д) .

В: — Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д:- Надо его посильнее надуть.

В:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю) . Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

В:- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

В: -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

В:- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.

В:- Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

В: — Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

В:- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

В:- А давайте проверим!

В:- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В:- Ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

В: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем /воздух/.

Читать еще:  Информация о домашнем задании

В: — А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

В:- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

В:- Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку. Когда сосулька капает — на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку.

Физминутка «Шаловливая сосулька» .

Шаловливая сосулька села на карниз,

Шаловливая сосулька посмотрела вниз,

Посмотрела, чем заняться.

Стала каплями кидаться.

Две сосульки вниз смотрели,

И на солнышке звенели.

Дзинь, дзинь. Кап, кап.

В:- Ребята я совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла корзиночку. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят) .

В:- А как вы думаете, что с камешками можно делать?

В:- Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

В: — Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

В:- Интересно, а почему камешки тонут?

В: — Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

В:- Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?

В:- Почему вы так думаете?

В:- А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой) .

В:- Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

В:- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

В:- Да ребята, нас окружает холодный воздух. А вот интересно утверждают, что если нагреть воздух он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается?

В: — А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.

В:- Посмотрите, что происходит с шариком?

В:- Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного.

В:- Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке.

В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В:- Посмотрите, а в них что — нибудь есть?

В:- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В:- Действительно, пахнет кофе.

В:- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В:- Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?

В:- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: — А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?

В:- Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

В: — А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

В: — Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

В: — Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: (ответы) .

В: — Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему?

В: — А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе) .

В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик» . Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В:- Молодцы! Ребята , мне с вами было так интересно, а вам понравилось занятие? Что было сложного? Что интересного?

Конспект НОД в подготовительной группе «Этот волшебный воздух»

Конспект НОД в подготовительной группе «Этот волшебный воздух».

Образовательные:
• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие: Развивать у детей способность устанавливать причинно — следственные связи, на основе элементарного эксперимента. Способствовать проявлению у детей познавательной активности развитию собственного практического опыта. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Формировать способность анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.

Предварительная работа: Беседа о воздухе.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательно — исследовательская, с элементами игровой.

Оборудование: (атрибуты, материал) музыкальные фонограммы, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка; одноразовый стаканчик с водой, трубочка на каждого ребенка; веер из бумаги на каждого ребенка, различные ароматизаторы ( чеснок ,ванилин, апельсин)

Воспитатель. Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте её откроем, что нам прислали?
Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)

— Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

Воспитатель. Правильно, а почему как вы думаете нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом? Они наверно хотят все узнать о воздухе и мы с вами им поможем. А для этого нам придется отправится в путешествие. На каком воздушном транспорте можно путешествовать? (ответы детей)

— А мы совершим путешествие на ковре – самолете.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

— Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

— Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. А что такое лаборатория и чем в лабораториях занимаются?

Читать еще:  Исполнение желаний с помощью вселенной — как это работает. Исполнение желаний

— Проходите, в научную лабораторию и располагайтесь. Сейчас я вам раздам билетики и вы занимайте свои места в лаборатории согласно вашим билетикам. (вос-ль раздает билетики с геометрическими фигурами, а на столах напротив каждого стульчика лежат такие же билетики).Сейчас я сначала проверю, правильно вы заняли свои места. Молодцы, все правильно.

Нам с вами предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает, а для этого мы с вами будем проводить опыты. Вы готовы?

Возьмем в руки камешек и сожмем его. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ — НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО. Давайте обозначим это схематично.

Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, какая она?(Дети: прозрачная, бесцветная, без запаха) .Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите мне другие жидкости. (Дети: сок, кефир, молоко, кисель и т. д.) . Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОСТЬ (выкладывание схемы)

Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он — не жидкость. Можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО И НЕ ЖИДКОСТЬ. А, что же тогда такое воздух? ВОЗДУХ – ЭТО ГАЗ.

Чтобы определить свойства воздуха нам с вами нужно продолжить исследования.

Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Воздух невидим. А как же нам его обнаружить? Давайте проведем с вами еще опыт.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? ( Ответы детей)

Воспитатель. Давайте сделаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. А, почему мы не видим воздух? (ответы детей) .

Воспитатель. Правильно, ребята, воздух прозрачный — значит через него все видно. Посмотрите вокруг, что еще здесь прозрачное? (окна, стаканы) .

. Ребята, а как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем что – нибудь? (ответы детей) . А мы сейчас проверим!

. Вос-ль берет прозрачный стакан на дне которого при помощи пластилина прикреплена салфетка. Переворачивает стакан вверх дном и опускает в сосуд с водой.

-Посмотрите, что происходит – попала вода в стакан или нет, салфетка намокла? Как вы думаете почему? Что помешало намочить салфетку? (предположения детей) ). Можно сделать вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Значит хоть и воздух и невидимый, но его можем обнаружить.

Ребята, посмотрите опять опустить стакан в воду, но держать его нужно не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей). Правильно, в воде появляются пузырьки воздуха. А, откуда они взялись? (ответы детей). Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Сделаем вывод: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ.

Воспитатель А теперь, давайте с вами немного отдохнем. Давайте выйдем на свежий воздух и немного разомнемся (физминутка)

Круг мы делаем большой.
Встанем в круг мы все гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь — наклон вперед.
Получился самолет.
Крыльями легко помашем.
«Прилетели! »- дружно скажем.

Отдохнули, садитесь на места и продолжим свои опыты.

— Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи! Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.

Вос-ль Скажите мне, мы с вами без воздуха можем прожить. Давайте с вами проверим это. Глубоко вздохните и попробуйте не дышать……

Воздух нам необходим, чтобы дышать, значить мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте это проверим.

Возьмите на столе стаканчики с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте.что вы видите? В стакане появились пузырьки воздуха, который мы выдохнули.Ой ребята, что это за шум? (запись шума ветра)

Вос-ль Ребята, мне что-то стало жарко, а вам ?Как мы можем помочь себе? Давайте с вами сделаем веера ( ребята делают веера)и помашем ими на себя. Что вы чувствуете? (ветерок). Вот посмотрите, я положу на ладошку листок и помашу около ладошки веером. Что случилось? Листок сдуло? А почему как вы думаете? Воздух постоянно перемещается и заставляет двигаться листок. А движение воздуха –это ветер.

Ребята, а как вы думаете как человек придумал использовать в своих целях ветер ?(пылесос, вентилятор, фен). Это приборы, которые используют дома, а как можно использовать в хозяйственных целях? (мельницы ,ветреные электростанции, парусники)

А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?

Сегодня с вами хорошо поработали в лабораторий, много провели опытов и определили свойства воздуха. Мы с помощью опытов установили, что воздух — ……(ответы детей ).

Вос-ль. Мы узнали, что воздух везде и без воздуха нет жизни. Давайте с вами сейчас разберём кому и чему нужен воздух. У меня лежат разные иллюстрации нужно выбрать из них те иллюстрации на которых изображены те предметы, которым необходим воздух.

Молодцы. Вы правильно нашли все иллюстрации. Но здоровье человека и всех живых существ зависит не только от того, как они дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.

А теперь ребята, определите и разложите рисунки на две стороны. В одну сторону выложите иллюстрации на которых изображены рисунки, где дышится легко и хорошо, а в другую сторону выложите иллюстрации все то, что загрязняет воздух.

Правильно, молодцы. Воздух, которым мы дышим в городе и в лесу отличаются.В лесу нам дышится легко и хорошо. Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Я думаю, что когда вы вырастите, получите образование, кто-то из вас обязательно будет заниматься вопросами экологии и сможет сделать так, чтобы меньше дымили заводские трубы, не было огромных свалок, чтобы машины меньше загрязняли воздух и мы с вами дышали чистым и свежим воздухом. И обязательно мы все с вами будем сажать деревья и цветы. А теперь давайте соберем наши схемы, положим в посылку и отправим в страну Почемучек.

Воспитатель. Итак, с вами закончили свои исследования. Спасибо вам за свою работу нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад. Давайте скажем раз, два, три самолет нас в сад отвези.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-vozduh.html
http://infourok.ru/volshebniy-vozduh-konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-eksperimentalnopoznavatelnoy-deyatelnosti-v-podgotovitelnoy-gruppe-2129753.html
http://nashideto4ki.ru/16409-konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-etot-volshebnyy-vozduh.html

Ссылка на основную публикацию