Вагнер годы жизни и смерти. Рихард вагнер — биография, информация, личная жизнь

Биография Вагнера

Содержание

  1. Детские и юные годы
  2. Творческий путь
  3. Влияние Вагнера
  4. Последние годы жизни и смерть
  • Другие варианты биографии
  • Интересные факты

Детские и юные годы

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.

В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.

Творческий путь

Период 1833-1842 был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.

Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”.

Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.

В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.

Влияние Вагнера

Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.

Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н.Серов. Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.

Последние годы жизни и смерть

В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.

Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера, следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.
  • Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.
  • По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям Шопегнауэра, что нашло отражение в его своеобразном творчестве.
  • Рихард Вагнер дважды вступал в официальный брак. Имел много внебрачных связей. Громкий, скандальный роман с К.фон Бюлов, которая была внебрачной дочерью композитора Ф. Листа, потряс европейское общество. Она и стала второй супругой Вагнера.
  • Композитор был известен своим “полным погружением” в творчество. Это привело к тому, что во время исполнения второго акта оперы “Тристан и Изольда” в мюнхенской опере, дирижирующего Вагнера поразил сердечный приступ.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Рихард Вагнер: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Рихард Вагнер: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Вильгельм Рентген: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Рихард Круспе: биография, карьера и личная жизнь

Детство и юность

Вильгельм Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года девятым ребенком в семье. Его отец умер через несколько месяцев после рождения сына, а мать – Йохана Розина – уже через полгода после этого снова вышла замуж за художника и актера Людвига Гейгера. Рихард любил и уважал отчима, и стремился быть на него похожим. Гейгер, в свою очередь, всячески поддерживал тягу приемных детей к искусству. В 15 лет Рихард, вдохновленный произведениями Шекспира и Гете, написал большую трагедию – «Лойбальд и Аделаида». Трагедия не понравилась родным, и он решил написать к пьесе музыку, однако скоро понял, что для этого ему не хватает музыкального образования. Вагнер начинает изучать гармонию и теорию музыки у кантора церкви святого Фомы, где его крестили когда-то, где он ходил в гуманитарную школу, и где в XVIII веке на протяжении 25 лет кантором служил Иоганн Себастьян Бах.

Читать еще:  Анкета для учащихся папа какой он. Родительское собрание отцов. Раздать памятки отцам «Основные типы отцов»

Через год Рихард Вагнер написал первую оперу «Капризы любовников» с либретто по одноименной пьесе Гёте. Ни слова, ни музыка этого произведения не сохранились, но то, что юный Вагнер начал свою карьеру композитора с написания оперы – не случаен. История музыки разделяет жанр оперы на довагнеровский и послевагнеровский период. Вагнер привнес в этот жанр сквозную драматическую композицию, подчинив ей, и музыку и либретто и сценические действия.

Начало музыкальной карьеры

В 1829-1830 годах Рихард пишет несколько малых произведений: фортепьянную сонату, струнный квартет, но и они не находят поддержки у близких. Начинающему композитору по-прежнему не хватает теоретических знаний.

В 1831 году Рихард Вагнер продолжает образование, поступив в Лейпцигский университет.

В 1832 году он создает либретто и начинает писать музыку к своей опере «Свадьба». Однако, не заканчивает произведение под влиянием критики своей старшей сестры, которая к тому времени была уже популярной актрисой. До нас дошли только три фрагмента первого действия оперы.

В 1833 году Рихард Вагнер получает место хормейстера в оперном театре Вюрцбурга.

В 1833 году друг Рихарда, музыкальный критик и либреттист Генрих Лаубе, предлагает ему свое либретто к опере под названием «Костюшко». Вагнер ознакомился с текстом и заявил, что Генрих неправильно понимает принцип воспроизведения в музыкальном произведении героических событий. Отныне он решает, что только сам будет писать либретто к своим операм. Идею Лаубе Рихард кардинально переделывает, заменив героических польских панов ан персонажей из сказки Карло Гоцци «Женщина-змея». Свою оперу он называет «Фея». Это – первое законченное большое произведение Вагнера, дошедшее до наших дней. Правда, первое ее исполнение произошло уже после смерти композитора.

Вскоре после написания оперы «Феи» молодой музыкант переезжает в Магдебург, где ему предложили место дирижера в оперном театре. Следующие годы были тяжелыми для Вагнера. Он работает а разных театрах: в Кенигсберге, в Риге, в Париже, в Дрездене, но нигде ему не платят достаточно для того, чтобы не испытывать нужду. Он даже вынужден подрабатывать переписыванием нот, но все равно не может расплатиться с долгами. Тогда же он, чтобы заработать еще хоть немного, пошел петь в хор. Однако быстро выяснилось, что у композитора нет никаких способностей к пению, и эту подработку пришлось оставить. Все это время он продолжает сочинять. В эти годы им были написаны и поставлены оперы «Запрет любви» и «Риенци, последний трибун».

Первое признание в качестве композитора

В Париже, в 1840 году, Вагнер пишет концертную увертюру «Фауст». Произведение задумывалось как опера, но, впоследствии, композитор решил ее оформить в виде небольшого законченного произведения. Увертюра была благосклонно принята критиками. П.И. Чайковский, который в целом скептически относился к Вагнеру, дал «Фаусту» исключительно высокую оценку.

В 1841 году Вагнер пишет оперу «Летучий голландец». Это было первое его произведение, в котором окончательно сложился его новый подход к опере как цельному и законченному драматическому произведению, в отличие от принятого до сих пор построения оперы в виде самостоятельных, часто не связанных с собой, музыкальных фрагментов. Вернувшись из Парижа в Германию, он ставит на сцене дрезденского оперного театра «Риенци» и «Летучего голландца» и, наконец получает признание. Здесь же он поступает на должность саксонского королевского придворного капельместера.

В Дрездене Рихард Вагнер пишет оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» в основе сюжетов которых лежат романтические германские сказания. Период благополучного существования в столице саксонского королевства заканчивается для него в 1849 году, когда в Дрездене произошло республиканское восстание. Вагнер принимал в нем участие и даже познакомился с Михаилом Бакуниным, который был одним из руководителей комитета общественной безопасности. Восстание было подавленно с многочисленными жертвами. На Вагнера был выписан ордер на арест и ему пришлось эмигрировать в Швейцарию.

Следующие двенадцать лет он прожил в эмиграции. Писал теоретические труды, в которых изложил свои взгляды на музыкальную эстетику и на связь искусства с реальной жизнью, дирижировал оркестрами в Брюсселе, Париже и Лондоне. В эти годы же он увлекся философией Шопенгауэера. В конце 1850-х годов Вагнер создал оперу «Тристан и Изольда» — гимн любви и смерти, одно из самых известных своих произведений.

Дружба с Фридрихом Ницше

В 1862 году, когда Вагнер был уже амнистирован и вернулся в Германию, клавир «Тристана и Изольды» попал к Фридриху Ницше. Будущему знаменитому философу тогда было всего 18, он уже преподавал в греческую филологию университете и еще мечтал стать музыкантом. Опера Вагнера его потрясла настолько, что до конца жизни он считал его самым выдающимся музыкальным произведением. Ницше написал как-то своему другу: «Я не в состоянии относиться к этой музыке с холодной критикой, все фибры моей души, все нервы содрогаются у меня, и я давно не испытывал такого продолжительного восхищения.» В 1866 году в доме своих друзей, хозяйка которого была сестрой Вагнера, Ницше был представлен известному композитору и получил возможность пообщаться с ним. В ходе беседы выяснилось, что оба – и молодой филолог, и 53-летний маститый композитор – увлечены Шопенгауэром, что обоих интересует история и литература древней Греции и что оба мечтают о возрождении духа германской нации и великом переустройстве мира. Ницше написал после этой встречи: «Вагнер — гений, в том смысле, как понимал его Шопенгауэр».

Читать еще:  Как сократить время ожидания регистрации брака. Как быстро зарегистрировать брак: исключения и правила

Через три года это знакомство гениального философа и гениального композитора продолжилось и переросло в дружбу. Ницше не только восхищается и вдохновляется Вагнером, но, под влиянием его новаторских взглядов на музыку и не менее новаторских произведений, сам встает на путь искреннего, бескомпромиссного и не ограниченного никакими нормами выражения своих мыслей. По словам Стефана Цвейга, «Философ академического толка умирает в нем в одну ночь.»

Через несколько лет эта дружба закончилась. Ницше обвиняет творчество Вагнера в несоответствии требованиям прекрасного, а тот высказывается о книгах Ницше как печальном проявлении душевной болезни. Тем не менее, эти годы дружбы и тесного общения оказали огромное влияние на обоих.

Женщины Рихарда Вагнера

В 1870 году Вагнер влюбился в дочь Ференца Листа – Казиму. Она на тот момент была замужем, но ее ответное чувство было настолько сильным, что она развелась и стала женой композитора.

До этого Вагнер уже был женат. Со своей первой женой – Минной Планер – будущий композитор познакомился в 20 лет. Их брак продлился три десятилетия, но супруги считали его обоюдным недоразумением. Тем не менее, все эти годы композитор делился с женой своими творческими замыслами и прислушивался к ее мнению.

Будучи женатым на Минне, Вагнер воспылал страстью к другой замужней женщине. Матильда Вездонк стала его музой. Ей посвящена опера «Валькирия», она стала источником вдохновения при написании «Тристана и Изольды».

Любовный треугольник Вагнера завершился в 1870 разводом с Минной и разрывом отношений с Матильдой. Вскоре после этого Вагнер воспылал чувствами к Казиме. Она прожила с великим композитором до самой его смерти в 1833 года, а после ухода Вагнера возглавила и сделала всемирно известным Байройтский музыкальный фестиваль, который до сих пор ежегодно проходит в театре, построенном под руководством самого Вагнера.

Рихард Вагнер

Немецкий композитор Рихард Вагнер — личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это еще мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.

Портрет Рихарда Вагнера

Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.

Детство и юность

Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.

Рихард Вагнер в молодости

Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.

До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»

Композитор Рихард Вагнер

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Читать еще:  Введение новых продуктов прикорма. Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» — эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» — опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» — рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Композитор Рихард Вагнер

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера — сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» — самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.

Рихард Вагнер и Минна Планер

Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к Листу, а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.

Рихард Вагнер и Матильда Везендонк

В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.

Рихард Вагнер и его жена Козима

Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.

Король Баварский Людвиг II

Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.

Могила Рихарда Вагнера

Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Источники:

http://obrazovaka.ru/alpha/w/vagner-vilgelm-rixard-wagner-wilhelm-richard
http://www.kakprosto.ru/kak-959628-rihard-vagner-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn
http://24smi.org/celebrity/6282-rikhard-vagner.html

Ссылка на основную публикацию